Новый бюджет таит в себе много противоречий. Фото РИА Новости
Сегодня президент Владимир Путин обратится с ежегодным Посланием Федеральному собранию. В этом году в него будет включено и Бюджетное послание, которое до этого публиковалось отдельно. Возможно, в нем президент как-то попытается обосновать решения по бюджету на 2015–2017 годы, цифры в котором далеки от действительности. Но экспертов больше волнуют не детали самого бюджета, а объяснения, что сейчас происходит в целом с российской экономикой и как власти будут выводить страну из тупика.
Возможно, сегодня в Послании президент пояснит, почему главный финансовый документ страны так далек от реальности, или задаст ориентиры уже для следующего бюджета. Объяснений от президента действительно хотелось бы услышать.
Вчера Владимир Путин подписал Закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». В этом финансовом документе страны заложены заведомо недостижимые прогнозные показатели. Например, бюджет сверстан исходя из предположения, что экономика России в следующем году вырастет на 1,2%, инфляция составит 5,5%, а среднегодовой курс доллара будет 37,7 руб. В бюджет также заложена цена на нефть в 96 долл. за баррель при прогнозной цене в 100 долл.
Но именно все эти прогнозные показатели во вторник пересмотрело и ухудшило Минэкономразвития (МЭР), чем, похоже, уже навлекло на себя недовольство. МЭР изменило на 2015 год рост ВВП в 1,2% на рецессию в 0,8%, повысило прогноз по инфляции до 7,5%, а ожидания по среднегодовому курсу доллара закрепило на отметке 49 руб. Нефть будет стоить по новому прогнозу 80 долл. за баррель. Тем самым новый прогноз Минэкономразвития вошел в противоречие с федеральным бюджетом, теперь уже подписанным президентом.
Более того, в правительстве и раньше, еще на этапе утверждения бюджета, предупреждали о нереалистичности прописанных в нем параметров. Так, глава Минфина Антон Силуанов говорил о необходимости разработки запасного варианта, чтобы в случае ухудшения ситуации быстро отказаться от части расходов и обязательств.
Изменения могут коснуться в том числе планов расходования средств Резервного фонда. О том, что из Резервного фонда, возможно, придется взять больше, чем это официально разрешено в бюджете, сообщил на днях глава департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин. «Использование Резервного фонда уже предопределено, вопрос – в каком объеме. Не исключено, что при определенных сценариях использование может превысить 500 млрд руб.», – цитировал Орешкина Интерфакс.
При этом экономисты отмечают, что благодаря девальвации формально бюджет на 2015 год будет исполнен и секвестра удастся избежать. Хотя деньги, которые наполнят бюджет, будут стоить уже совсем не так, как раньше.
«Действительно, при таком сильнейшем падении курса рубля по доходом, а следовательно, и по расходам выполнить бюджет не составит труда. Возможно, это и объясняет то, почему власти так спокойно отнеслись к нереалистичным исходным показателям, – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – Не знаю, понимают ли в правительстве до конца серьезность ситуации, но то, что людям всеми силами пытаются внушить, что все в порядке, денег хватит и бюджет будет исполнен, – это факт. Такими вербальными интервенциями население пытаются успокоить. Но получается плохо: надо учитывать, что у россиян кризис в первую очередь ассоциируется с девальвацией рубля. То есть в умах у людей он уже наступил. И дальше число тех, кто иначе оценивает действительность, чем это преподносится, будет только расти».
В правительстве явно не питают оптимизма относительно бюджета на 2015–2017 годы, считает заведующий кафедрой государственного регулирования экономики ФГУ РАНХиГС Владимир Климанов. Однако эксперт считает как раз хорошим признаком тот факт, что министры открыто говорят о несбыточности заложенных в бюджете параметров и о необходимости запасных вариантов. Они обозначили риски, к которым можно заранее подготовиться, поясняет Климанов. По его словам, в любом случае бюджет хоть в каком-то виде нужно было принять, кардинальный же пересмотр документа накануне принятия не предусмотрен.
Финансовый омбудсмен Павел Медведев полагает, что в дальнейшем властям ничто не мешает с легкостью бюджет пересмотреть и изменить. «Цифры – это самое простое, что мы может исправить, их исправляют регулярно, каждый год. Бюджет по нескольку раз корректируется. Вопрос в том, как будет развиваться экономика, а не в том, что записано в этом документе», – говорит эксперт. Так что финансовый омбудсмен ждет от Послания президента разговора не о конкретных параметрах бюджета, ведь это частности, а о ключевых изменениях в российской экономике, которые происходят на наших глазах.
Большие надежды на Послание президента Федеральному собранию возлагает и бизнес. Ранее глава РСПП Александр Шохин уже говорил, что он ожидает, что президент подтвердит намерение ввести мораторий на повышение налогов. Как говорил глава РСПП, «нельзя повышать фискальную нагрузку на бизнес, и если вводится новый платеж или налог, то надо думать, где дать послабление бизнесу».