0
12979
Газета Экономика Интернет-версия

27.11.2014 00:01:00

Низкие доходы выгнали россиян из гипермаркетов

Тэги: девальвация, эмбарго, санкции, экономика, потребительская корзина


Граждане РФ переходят в режим экономного потребления.		Фото Reuters
Граждане РФ переходят в режим экономного потребления. Фото Reuters

Девальвация рубля, удорожание импортных товаров, продуктовое эмбарго и инфляция заставляют россиян экономить и менять покупательские привычки. Люди увеличивают расходы на продукты и сокращают траты на одежду, обращают больше внимания на российские товары и уходят из гипермаркетов.

Последние несколько месяцев изменили потребительскую корзину  россиян. Как зафиксировали специалисты Левада-Центра, население стало чаще выбирать отечественные продукты питания, хотя большинство из 1600 опрошенных по-прежнему отдают предпочтение импортной одежде и обуви.

По данным опубликованного вчера ноябрьского опроса, российские продукты советуют покупать 85% респондентов (в 2012 году – 79%), а импортному производителю доверяют только 7% (в 2012 году – 16%). 

Товары длительного пользования, предметы домашнего обихода следует покупать импортные, уверены 50% опрошенных (в 2012 году – 60%), при этом 37% респондентов выбрали бы российского производителя (в 2012 году – 31%). С одеждой и обувью ситуация за два года мало изменилась: в позапрошлом году российские марки предпочитали 42% опрошенных, в этом году – 39%. Импортную одежду покупали 50 и 49% соответственно.

Аналитик компании РУСС-ИНВЕСТ Мария Шишкина признает: девальвация рубля сделала импорт менее привлекательным и доступным с точки зрения цены. «Если еще в 1-м квартале доля импортного продовольствия достигала 30%, то сейчас доля импорта не превышает и 20%, причем в основном это импорт из стран ближнего зарубежья, главным образом СНГ. И это касается не только продовольствия. Импорт одежды, по данным Федеральной таможенной службы, в физическом выражении за январь–сентябрь просел в пределах 3,5%», – говорит эксперт.

Изменения в продуктовую корзину россиян внесло и продуктовое эмбарго: в конце октября в исследовательском холдинге «Ромир» сообщили, что 8% граждан начали покупать альтернативные исчезнувшим марки и бренды. «Месяц назад такой ответ давали вдвое меньше респондентов. То есть можно утверждать, что россияне постепенно приспосабливаются к новым продуктовым реалиям», – констатировали социологи.

Заместитель финансового директора компании АКИГ Инна Тимошенко полагает, что сейчас существенно снизить ежедневные расходы поможет заблаговременное планирование предстоящих покупок, ведение учета расходов и сравнение цен в разных торговых точках для выбора более приемлемого варианта для себя.

То, что россияне из-за падения доходов стали более ответственно подходить к покупкам, констатируют и ритейлеры. Они отмечают, к примеру, что люди делают покупки чаще, но покупают меньше, реже выбирают товар по количественным акциям, стараются не приобретать больше, чем им нужно. В связи с этим несколько уменьшается число покупателей в гипермаркетах, зато люди чаще ходят в небольшие магазины у дома. «Люди хотят покупать более точечно», – цитирует Интерфакс гендиректора компании «Спар ритэйл» Максима Гришакова.

Отметим, что «Ромир» фиксировал изменение предпочтений россиян и в более раннем своем исследовании – еще в апреле, после первой волны девальвации рубля. «Чуть менее половины респондентов (40%) ответили, что в связи с повышением цен они никак не изменили своих покупательских привычек – покупают те же товары, что и раньше. В то время как больше половины участников опроса в ответ на подорожание некоторых товаров пытаются свои траты оптимизировать. Причем оптимизация в Москве и остальных городах страны имеет свои особенности. Москвичи, например, предпочитают обходить большее количество магазинов в поисках выгодной цены либо ищут более дешевую альтернативу привычным маркам и брендам. Жители же других российских городов предпочитают делать запасы определенных товаров, если находят их по выгодной цене. О непосредственной экономии в связи с растущими ценами заявили 15% горожан и 19% москвичей – они продолжают покупать привычные товары, но в меньших объемах. А вот отказываются от определенных категорий товаров в целях экономии 9% жителей российских городов и 13% москвичей», – говорилось в одном из опросов холдинга.

«Девальвация, рост цен на импортные продукты и инфляция большинству работающих россиян не в новинку, так что определенная модель потребительского поведения на черный день уже выработана, – соглашается директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. – В целом можно отметить, что сейчас россияне стали более  бережливыми и подходят к совершению покупок прагматично. Согласно данным опросов, до 65% уже сократили расходы на покупку одежды, более половины стали экономить на развлечениях и питании вне дома. Что касается перехода на отечественные продукты, то эта тенденция наметилась задолго до резкой девальвации рубля и была спровоцирована введением частичного запрета на импорт». 

По прогнозам эксперта, в первом квартале будущего года значительно вырастут цены на электронику и одежду, что вызовет еще большее сокращение спроса. «Сейчас россияне продолжают совершать отложенные покупки в ожидании дальнейшего роста цен, да и запасы ритейлеров, приобретенные по старым закупочным ценам, исчерпаны не до конца. Однако уже в январе ситуация может измениться не в лучшую сторону», – предупреждает Горшенева.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1189
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3033
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2138
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1706

Другие новости