Валентина Матвиенко вспомнила тяжелую работу правительства во время дефолта 1998 года.
Фото РИА Новости |
Российские сенаторы пытались выяснить: способно ли правительство предотвратить надвигающийся кризис и что именно оно собирается для этого делать. Объяснить логику действий министров должен был вчера глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев на парламентских слушаниях в Совете Федерации (СФ). По его словам, власти планируют поддерживать экономику за счет раздачи денег из Фонда национального благосостояния. Однако этот план понравился не всем. Президентский советник Сергей Глазьев заявил, что ни в одном документе правительства или Центробанка не видно решения ключевых проблем российской экономики, связанных с оттоком капитала. А спикер СФ Валентина Матвиенко пригрозила министрам жестким контролем и персональной ответственностью за результаты работы.
Критика в адрес действующего правительства звучит все громче уже не только со стороны далеких от власти экономистов, но и из уст официальных лиц. Вчера в Совете Федерации прошли парламентские слушания, главным событием которых стало выступление спикера СФ Валентины Матвиенко. Она не скупилась на жесткие формулировки.
«Органам исполнительной власти не хватает воли и умения оперативно реагировать на ситуацию, – сказала Матвиенко. – В мою бытность вице-премьером сразу после дефолта 1998 года мы в правительстве ежедневно в форс-мажорных условиях принимали необходимые решения. И сегодня такая же ситуация, когда надо действовать оперативно, а не затягивать принятие решений в разных обсуждениях».
Любое промедление сейчас вредит экономике, считает спикер. Непозволительно, чтобы принятие нужных законов или реализация антикризисных решений растягивались на год–два. В сложившихся политических условиях, когда любое действие властей преподносится как единственно верное, такая критическая смелость Матвиенко сродни подвигу Жанны д’Арк.
Матвиенко привела несколько примеров недальновидности правительства. Первый из них – аномальный рост цен на дизтопливо. «Одной рукой государство дает субсидии сельскому хозяйству, дотации, другой нефтяники вынимают это из сельского хозяйства», – недоумевает спикер СФ.
«Кто-то этим процессом управляет? Кто-то за это отвечает? Вообще пора перейти к персональной ответственности руководителей разного уровня за результаты своей работы», – добавила Матвиенко.
Другой пример – импортозамещение в отечественной фармакологической отрасли. Как рассказала Матвиенко, в правительстве все «пошумели, помахали программами», но единственное, чего добилась исполнительная власть, это создание так называемых фармкластеров для привлечения инвесторов, которые строят заводы и занимаются потом только расфасовкой и упаковкой. «Где наши отечественные фармсубстанции? Вот сегодня запретят или под санкции введут лекарства, что мы будем делать?» – требовала ответа Матвиенко.
Говоря об импортозамещении, спикер сообщила, что «нам необходимо по аналогии с доктриной продовольственной безопасности разработать и принять доктрину экономической безопасности: «В этой единой доктрине должны быть установлены критерии и пороги безопасности по всем группам товаров, которые производятся силами отечественных производителей, и предусмотреть в этой доктрине для них меры поддержки».
Наконец еще один пример, который привела Матвиенко, касался ипотеки.
«Один из основных драйверов экономики – строительство, которое дает дополнительные рабочие места и высокий кумулятивный эффект.
Ипотека. Мы направили вопросы Минэкономики по ипотечному кредитованию, а получили абсолютно формальный, бессмысленный ответ», – цитирует спикера СФ Интерфакс.
Матвиенко пригрозила и главе Минэкономразвития Алексею Улюкаеву, и представителям других профильных министерств, что Совет Федерации «возьмет под жесткий контроль» работу правительства. «Иначе нет смысла собираться и обсуждать, говорить умные вещи, а потом все это зависает и провисает на два–пять лет. Давайте мы будем действовать энергично, сегодня время этого требует», – призвала Матвиенко.
Алексей Улюкаев объяснил, что должно делать правительство. Надо полностью перейти на источники внутреннего финансирования. И главный такой источник – Фонд национального благосостояния (ФНБ). Резервные деньги нужно потратить, во-первых, на банки – прежде всего с госучастием, а во-вторых, на инфраструктурные суперпроекты.
«Для развития нашей экономики мы должны обеспечивать рост кредитного портфеля темпами, с моей точки зрения, не ниже, чем 15% в год в номинальном исчислении», – сообщил министр. Он сказал, что уже в этом месяце начинается финансирование первых инфраструктурных проектов за счет средств ФНБ.
Один из таких проектов сейчас – строительство Центральной кольцевой автодороги. Другие отобранные для финансирования из ФНБ проекты – модернизация путевого сообщения БАМа и Транссиба, модернизация соответствующих сетей в этих регионах, создание Енисейского производственного кластера, железная дорога и угольное производство в Туве и т.д.
Иначе говоря, правительство планирует влить деньги в госбанки, которые, как ожидается, начнут кредитовать промышленность, и в госкорпорации, которые займутся развитием инфраструктуры. Это сейчас главный и основной антикризисный рецепт. Потому что ни о чем другом Улюкаев так подробно больше не говорит: ни о поддержке частного сектора, ни о снижении фискальной нагрузки на бизнес, ни о способах стимулирования потребительского спроса, ни о снижении долгового бремени регионов.
Советник президента Сергей Глазьев призывает к решительной борьбе с оттоком капитала. Фото Reuters |
Кстати, несмотря на недовольство работой правительства, Матвиенко вчера была в принципе единодушна с Улюкаевым по поводу внутренних источников роста. «В условиях санкций мы должны перейти от экономической модели, ориентированной на внешние факторы, к модели, ориентированной на внутренние источники роста», – сообщила она.
В то же время есть опасность, что вложенные в госбанки и госкорпорации деньги будут точно так же, как и раньше, частично выведены из России. Именно поэтому вчера к рецепту Улюкаева сделал замечания советник президента РФ Сергей Глазьев.
«По итогам 2014 года прогнозируется отток капитала из РФ на уровне 100–120 млрд долл., или около 5 трлн руб. Возврат иностранных кредитов до конца будущего года – примерно 130 млрд долл. – это еще 5 трлн руб. Внутренняя долларизация экономики, которая идет в связи с бегством от рубля, – еще не менее 1 трлн руб. Таким образом мы теряем около 11 трлн руб. – это практически половина денежной базы, которая сформирована в основном под иностранные источники. Уход этих иностранных источников лишает нашу экономику главного – нормального денежного оборота», – предупредил Глазьев.
Советник добавил, что около 500 млрд долл. у России находится в офшорах, а значит, всегда есть опасность, что страна из-за геополитических разногласий однажды не сможет воспользоваться этими средствами. Важнейшая задача правительства – не просто заменить внешние источники внутренними, но и прекратить отток капитала, считает Глазьев.
«Мы сегодня вошли в зону отрицательного прироста денежной массы. В такой ситуации никогда не может быть экономического роста. Фактически мы повторяем траекторию, которая предшествовала кризису 2008 года и 1998 года», – считает Глазьев. Выходом из этой ситуации, по его словам, могут стать введение налога на трансграничное движение капитала, деофшоризация экономики, а также капитализация институтов развития.
Борьба с оттоком капитала может принять и более жесткие формы. Вчера глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что его ведомство подготовило предложения, как можно затормозить вывод капитала из страны. Что это за предложения, Бастрыкин не рассказал. Остается лишь фантазировать. Не исключено, что речь идет о введении уголовной ответственности за валютные операции.
Опрошенные «НГ» эксперты скептически отнеслись к предложениям Улюкаева и Глазьева. «Проблема в том, что внутренних источников просто нет. Средства ФНБ и Резервного фонда конечны и фактически расписаны. «Внутренними источниками как раз и могли бы стать средства в офшорах, про которые говорит Глазьев, вот только административно-командными способами эти деньги вернуть не удастся, – поясняет управляющий по акциям «БКС Премьер» Андрей Стоянов. – Если же речь идет о прямом финансировании экономики рублевой эмиссией, то этот путь действительно невозможен без жесткого валютного регулирования. Однако такой опыт уже имеется в поздней советской и новой российской истории, ни к чему хорошему он не привел».
«Обеcпечение прироста экономики, необходимого для выхода на путь устойчивого развития, подразумевает увеличение инвестиций минимум на 10%, однако этого в планах Минфина и в политике ЦБ пока нет, – замечает финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ани Круж. – Переход на новую финансовую модель на основе внутреннего кредитования потребует ужесточения банковско-валютного контроля. Иначе продолжится неконтролируемая конвертация рублей в доллары с вывозом денег за рубеж, что и происходит уже сейчас. Если удастся остановить бегство капитала, можно будет перевести экономику на внутреннее кредитование».
«Российские власти понимают, что меры валютного контроля могут еще больше усилить спрос на иностранную валюту. Отток капитала можно снизить, лишь повышая привлекательность российской экономики для инвесторов. Но повысить привлекательность в один миг невозможно, это долгий и трудный процесс», – рассуждает главный аналитик UFS Investment Company Алексей Козлов.
Аналитик компании «ИнстаФорекс» Антон Фомин считает, что переход на внутренние источники инвестиций в экономике не означает ужесточения валютного контроля. «Это в целом по большому счету вещи не взаимосвязанные. Переход на внутренние инвестиции предполагает переориентацию экономики с западного финансового рынка и рынка капиталов на российский рынок», – говорит эксперт. Однако чтобы сделать это, необходимо развивать финансовую систему.