Быстро доехать до российского правового поля Сергею Аксенову (слева) не удалось. Фото с сайта www.rk.gov.ru
Европа мало-помалу движется в сторону признания Крыма частью России. Вчера агентство Deutsche Welle сообщило, что в Германии некоторые политики публично призывают Запад к легализации присоединения полуострова и диалогу с Россией. В то же время сама интеграция Крыма с Россией движется медленно. Власти полуострова просят продлить переходный период еще на год. Возможно, это связано не только с юридическими трудностями, но и с желанием некоторых крымчан подольше пользоваться законодательной неопределенностью.
Немецкий политик, бывший премьер-министр федеральной земли Бранденбург, Маттиас Платцек призвал вчера западные страны к легализации присоединения Крыма. «Аннексия Крыма должна быть урегулирована задним числом в соответствии с международным правом, чтобы все могли примириться с этим фактом», – заявил он в интервью газете Passauer Neue Presse. Deutsche Welle вчера преподнесло эти заявления немецкого политика как одну из главных новостей дня.
Платцек видит несколько вариантов официального признания Крыма, среди них – повторение референдума под контролем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако, подчеркнул политик, обсуждать этот вопрос должны Москва и Киев. Восточные регионы Украины, по мнению политика, также вряд ли вернутся под власть Киева.
«Что будет после Путина, если российский президент уйдет? Уж точно у него будет не проевропейский преемник, а скорее еще более националистически настроенный», – предупредил Платцек, говоря о необходимости диалога с Россией.
В то время как некоторые европейцы склоняются к признанию российского Крыма, сами крымчане, похоже, надеются подольше пожить в «серой зоне», где не в полной мере действует российское законодательство.
Далеко не все крымские объекты могут безболезненно перейти к России. Фото Максима Массалитина |
На прошлой неделе глава Республики Крым Сергей Аксенов подписал обращение к президенту РФ с просьбой продлить переходный период на год – до 1 января 2016 года. А вскоре это ходатайство поддержали и власти Севастополя. «Полуостров один, проблемы одни и те же. Все предложения мы с Крымом согласовываем», – цитирует агентство «Крыминформ» губернатора Севастополя Сергея Меняйло. Правда, с некоторыми задачами Севастополь уже справился быстрее Крыма. «На конец ноября нам будет понятно, по каким направлениям необходимо продлить переходный период. Крым выступил с тем, что с 1 января не успеет перейти на 44-й Федеральный закон о госзакупках. А для нас продление по госзакупкам не актуально», – уточнил Меняйло.
По словам члена комитета Совета Федерации по международным делам Сергея Цекова, на сегодняшний день одним из главных положительных итогов работы стало то, что социального взрыва в Крыму удалось избежать. «Пенсии и зарплаты бюджетникам выплачиваются и индексируются, правоохранительные органы финансируются в полной мере. Правда, в банковском секторе есть проблемы. Серьезные банки не могут зайти в Крым, идут только мелкие. Но по предварительным оценкам можно сказать, что они свои обязательства выполняют», – сообщил Цеков. Он объяснил необходимость продления переходного периода большим объемом работы и сложностями с перерегистрацией имущества и бизнеса. «Разница между украинским и российским законодательством очень значительная – в вопросах собственности, в порядке деятельности предприятий. Все надо перерегистрировать, а у нас еще регистрационных служб нет, они только создаются», – заметил Цеков, добавив, что изначально было понятно, что за несколько месяцев такую работу провести не получится.
«Решение о переходном периоде принималось политическое. И юридические, экономические, человеческие издержки особенно в расчет не брались», – соглашается директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич.
По ее словам, объективная причина отсрочки действительно состоит в том, что перерегистрация в российскую собственность крымского бизнеса идет крайне медленно. «Собственники в большинстве случаев находятся в Украине и не хотят перерегистрировать бизнес. А управляющие, менеджмент этого сделать не могут. Поэтому Крым просит, вопреки нормам, разрешить перерегистрацию не собственникам, а менеджменту, который находится в Крыму. И если такое решение будет принято, нас ждет еще и огромное количество исков от владельцев собственности», – предупреждает эксперт. По ее словам, до сих пор перерегистрацию прошли менее 10% предприятий.
Зубаревич также напоминает о больших издержках, связанных с обучением и переподготовкой кадров, с переводом бухгалтерии и с другими проблемами, которые быстро решить невозможно. При этом эксперт не отрицает, что смутный переходный период является благодатным временем для тех, кто хочет воспользоваться неопределенностью и извлечь для себя выгоду. «Под шумок идут отъем собственности и негласная национализация, которую юридически оправдать довольно сложно», – отмечает она. Так что, несмотря на объективные причины отсрочки, желание продлить «темные времена» вполне можно объяснить и локальными интересами.