Фото Reuters
Экспортный вариант описания дел в российской экономике значительно отличается от того, что используется внутри страны. В интервью иностранцам президент Владимир Путин заявил, что после введения санкций и падения цен на нефть рост ВВП в России заметно ускорится. А бюджет даже получит дополнительные доходы. Совсем иначе выглядят прогнозы тех, кто ведет бизнес в России. Так, глава Сбербанка предсказывает падение экономики на 1,2%. Тогда как президент РФ убеждает иностранцев, что нас ждет экономический рост – на те же 1,2%.
«В этом году у нас скромный рост, но все-таки рост – где-то 0,5–0,6%. В следующем году мы планируем рост 1,2%, потом – 2,3% и на следующий год – 3% роста», – сообщил Владимир Путин в субботу в интервью немецкому телеканалу ARD.
Почему экономический рост в России должен ускориться вдвое после введения санкций и падения нефтяных цен? Ответа на этот очевидный вопрос президент не дал. А немецкий интервьюер, вероятно, постеснялся расспрашивать.
Тем не менее формально Владимир Путин был абсолютно точен. Правительство в официальном проекте бюджета на ближайшую трехлетку действительно планирует двукратное ускорение экономического роста прямо с 2015 года. Другое дело, что эти планы уже сегодня выглядят фантастикой.
«Реальность с планом скорее всего не сойдутся. Судите сами: бюджет предполагает, что один доллар в 2015 году будет стоить 37,7 руб., инфляция в годовом выражении составит 5,5%, экономический рост – не менее 1,2%, а базовая цена на нефть, исходя из которой планируются расходы бюджета, составит 96 долл. за баррель. Ситуация уже сейчас хуже прогнозной, и тенденции к ее улучшению не просматривается», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, нефть в будущем году будет стоить 76–80 долл., а вместо экономического роста нас ожидает спад на 1,5–2%.
Не особенно верит в ускорение экономического роста и глава Сбербанка Герман Греф. «По нашим расчетам, в следующем году будет экономический спад, мы закладываем минус 1,2%», – цитирует Грефа агентство Reuters. «В 2015 году это достаточно вероятный прогноз, если цена на нефть будет падать и негативный инвестиционный фон будет развиваться, то возможно и большее падение. 2016 год трудно прогнозировать, тоже возможны стагнация и сокращение ВВП», – говорит Греф.
Интересно выглядит в описании Владимира Путина ситуация с бюджетом. По его словам, падение нефтяных цен ведет к увеличению доходов российской казны. «На бюджет России, хочу подчеркнуть еще раз, снижение цен на нефть не влияет, имею в виду решение Центробанка о переходе к плавающему курсу. То, что мы раньше продавали за доллар и получали в ответ 32 или 35 руб., а теперь продаем за тот же доллар, но получаем 45, 47 или 48 руб. Поэтому доходы в бюджет даже увеличились», – заявил президент РФ в австралийском Брисбене.
Но можно ли считать девальвацию рубля ростом доходов? Ведь при падении рубля одни и те же номинальные доходы казны уже не позволят купить прежнее количество импортных лекарств или медицинского оборудования. То есть с чисто бухгалтерских позиций бюджет действительно может получить больше обесценившихся рублей. Но в реальном выражении доходы казны при падении нефтяных цен наверняка сократятся, и очень даже заметно. Впрочем, номинально сокращать цифры в законе о бюджете скорее всего не придется.
По оценкам Николаева, недобор доходов бюджета из-за низких нефтяных цен составит около 1,4 трлн руб. Еще около 450 млрд руб. казна потеряет в 2015 году из-за вероятного экономического спада. «Суммарно за счет только этих двух факторов из бюджета выпадут доходы на общую сумму в 1 трлн 850 млрд руб.», – говорит Игорь Николаев.
Но при девальвации рубля до уровня в 50 руб. за доллар выпадающие нефтяные доходы могут быть компенсированы за счет номинального увеличения рублевой денежной массы. Кроме того, предполагается дополнительная подпитка госрасходов из Резервного фонда в объеме до 500 млрд руб. в 2015 году. «В связи с увеличением количества денег в экономике мы ожидаем, что инфляция вырастет до 9–12%, а основные проблемы с исполнением бюджета возникнут в 2016–2017 годах», – говорит Николаев.
В то же время другие экономисты считают, что уже в следующем году региональные бюджеты не смогут оплачивать взносы в систему обязательного медстрахования (ОМС). Сокращение финансирования регионов из федерального Центра в сочетании с ростом расходов региональных бюджетов в ситуации, когда объем валового регионального продукта снижается, в некоторых регионах приведет к бюджетному дефолту, прогнозирует завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара Арсений Мамедов. По его словам, федеральному бюджету следует взять на себя оплату ОМС за неработающих граждан. В противном случае неисполнение этих обязательств может создать социальную напряженность в регионах.