Заработки в нефтедобывающих регионах лишь немного уступают столичным показателям. Фото с сайта www.rosneft.ru
Номинальный рост зарплат в частном секторе в 2015 году будет ниже, чем в предыдущие годы. Об этом сообщили аналитики консалтинговой компании Ernst&Young, которые опросили руководителей 200 российских компаний, работающих по всей территории РФ. Однако реальные зарплаты – то есть с поправкой на инфляцию – в стране не растут, а сокращаются. Уже в августе покупательная способность средней зарплаты снизилась более чем на 2% – это по официальной статистике. Вчера Сбербанк предупредил, что инфляция может превысить 9%, что означает еще большее сокращение заработков.
Согласно данным исследования Ernst&Young (EY), 85% российских компаний с мая 2013 по апрель 2014 года увеличили зарплаты своих сотрудников на 7,6%. Результаты EY основаны на опросе представителей более 200 компаний из различных отраслей экономики, работающих в большинстве регионов России.
«Несмотря на непростую экономическую ситуацию, более половины российских компаний (52%) не собираются сокращать численность персонала, а 27% работодателей планируют нанять новых сотрудников», – сообщает EY.
Темпы роста вознаграждения сотрудникам продолжают снижаться в течение последних нескольких лет: если в 2012 году работодатели в среднем увеличили размер заработной платы на 11%, то в 2015 они планируют повышение лишь на 7%. Но что означает номинальный рост зарплат на 7% при инфляции, которая превышает 9%... Такой номинальный рост означат реальное сокращение.
О том, что годовые темпы прироста цен превысят 9%, сообщила вчера директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. «Наш прогноз – 9,1%», – указала она, отметив, что в 2015 году рост потребительских цен будет также высоким, а его пик придется на первый квартал. «Инфляция будет значительно выше ориентиров, которые были еще несколько месяцев назад. И если, публикуя свои основы денежно-кредитной политики, Центробанк осторожно сказал, что инфляция может превысить 7%, то сейчас мы можем весело сказать, что и 9% может превысить», – сказала Цепляева.
Цепляева оценивает вклад непредвиденных факторов геополитического свойства в инфляцию в 1,5% пункта, а девальвации рубля – примерно в 2% пункта. Именно эти факторы, по ее словам, внесли основной вклад в рост инфляции в текущем году.
«При пересмотре уровня заработной платы работодатели все чаще оценивают такие критерии, как результаты работы сотрудника, важность выполняемых им функций для организации, дефицит того или иного вида специалистов на рынке труда. Они также сравнивают размер заработной платы с уровнем вознаграждения у конкурентов. Таким образом, пересмотр заработной платы затрагивает далеко не всех сотрудников», – утверждают эксперты EY.
При этом они напоминают, что самые низкооплачиваемые работники в РФ – жители областей Центральной России, Южного федерального округа и Поволжья. Заработки в этих регионах ниже на 40–65%, чем в Московском регионе.
«Несмотря на существенное изменение геополитической обстановки, которое повлияло на российскую экономику, рынок труда пока не успел отреагировать на эти события, – говорит партнер EY Екатерина Ухова. – По-прежнему самые высокооплачиваемые сотрудники живут в Москве. За столицей следуют: Ямало-Ненецкий автономный округ, Сахалин, Ханты-Мансийский автономный округ, Ненецкий автономный округ. В этих регионах разница в размере заработной платы не превышает 10% от уровня заработной платы в Москве».
«Ключевые факторы снижения реальной зарплаты – продолжающийся экономический спад, отток капитала, снижение нефтяных цен, падение рубля и высокое инфляционное давление. Механизм выглядит примерно следующим образом – в условиях неблагоприятной конъюнктуры, падения спроса и сокращения объемов производства бизнес идет по пути снижения расходов, что отражается на динамике номинальных зарплат. Аналогичным образом госсектор в условиях политики сокращения расходов ограничивает индексацию зарплат бюджетных работников. В ближайшие месяцы тенденция сокращения зарплат может сохраниться», – говорит аналитик компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин.
«Результатом снижения реальной оплаты труда может стать сужение внутреннего потребления, что может негативно отразиться на темпах роста ВВП РФ. При этом снижение привлекательности импортных товаров может стимулировать внутренних производителей, но это дело не одного дня. В любом случае резкие изменения условий функционирования негативно влияют на развитие экономики страны», – говорит главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. По его словам, с учетом девальвации рубля падение реальных зарплат можно оценивать и в 20%.
«Сокращения реальных средних зарплат в частном секторе РФ могут привести к замедлению роста и падению ВВП. Вклад конечного потребления в наш ВВП составляет около 50%, – говорит эксперт Русской школы управления Кирилл Линник. – И падение зарплат неизбежно приведет к сокращению реальных доходов и соответственно – с уменьшению конечного потребления». «Реальные зарплаты снижаются, поскольку компании уже не успевают за ускоряющимся ростом цен. При этом многие сотрудники не настаивают на повышениях, понимая, что работодатели часто не в состоянии увеличивать фонд оплаты труда», – отмечает Линник.