Список льгот для свободной экономической зоны Крыма пока не определен правительством. Фото Владимира Захарина
Идея создания в Крыму внутреннего офшора по образцу Кипра не понравилась российскому правительству. Вчера было опубликовано решение кабинета Дмитрия Медведева отказаться от установления в Крымском федеральном округе (КФО) пониженных ставок налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов. Таким образом, власти решили не создавать дополнительных стимулов для регистрации предприятий в Крыму. Кроме того, чиновники заботятся о поддержке слабеющего российского бюджета, который может пострадать от любых налоговых послаблений.
В правительстве до сих пор не было единой позиции по поводу условий создания в Крыму свободной экономической зоны. «Основная задача создания в Крыму особой экономической зоны (ОЭЗ) – это обеспечение устойчивого развития полуострова.
Она формируются для того, чтобы создать более благоприятный, чем в других регионах страны, режим», – говорил премьер-министр Дмитрий Медведев. Режим свободной экономической зоны позволил бы максимально реализовать экономический потенциал полуострова. «Для этого на полуострове должна быть снижена налоговая нагрузка, административные и таможенные барьеры», – пояснял Медведев.
Однако, сетовал премьер, сами федеральные ведомства затягивают сроки обсуждения проекта. Так, министерства расходятся во взглядах на льготы для налогоплательщиков ОЭЗ (подробнее – см. «НГ» от 16.10.14).
Решение же правительства, принятое по итогам совещания, было опубликовано лишь вчера. В частности, министры решили одобрить законопроекты развития КФО, но только с рядом уточнений. Например, в правительстве предлагают предельно понизить ставку региональных и местных налогов для налогоплательщиков полуострова, но в то же время отказываются от предложенного ранее положения по установлению пониженной ставки налога на прибыль по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных компаний.
Заметим, ранее предполагалось, что законопроект об ОЭЗ будет содержать не только положения о налоговых и таможенных льготах, но и льготы резидентам ОЭЗ по налогу на прибыль организаций, подлежащую зачислению в федеральный бюджет, в размере 0%. Также предусматривалась возможность установления пониженной налоговой ставки налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в местные бюджеты в размере не выше 13,5%. А резиденты ОЭЗ сроком на 10 лет могли быть освобождены и от уплаты земельного и транспортного налогов, а также налога на имущество (подробнее – см. «НГ» от 09.07.14).
К тому же еще в июле этого года министр по делам Крыма Олег Савельев говорил о возможности создания на полуострове офшорной зоны путем предоставления ряда налоговых льгот. «Мы пытаемся не ухудшить и даже улучшить положение бизнеса, который там есть и будет приходить… Плюс мы хотим создать в Крыму условия ведения бизнеса, аналогичные Кипру. Например, льготы на пассивный доход, а это и есть основа для того, чтобы там появился цивилизованный офшор», – предполагал глава министерства.
По данным же Минфина, российский бюджет теряет из-за зарубежных офшоров значительные суммы. «Если брать за год, у нас только на Кипр и в Нидерланды уходит примерно 50 млрд долл. доходов с территории России, – жаловался в июле глава Минфина Антон Силуанов. – Если учесть, что примерно половина этой суммы является доходами, которые принадлежат российским налоговым резидентам, мы могли бы получить около 30 млрд руб. дополнительных доходов в бюджет».
К слову, вчера Дмитрий Медведев на совещании по вопросам фискальной нагрузки на бизнес сообщил, что законопроект о деофшоризации практически готов и скоро будет внесен на обсуждение в Госдуму. По озвученной же ранее мысли главы Минфина, закон позволит усовершенствовать налогообложение российских компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях. «Доходы, которые получают российские налоговые резиденты, должны облагаться по российским законам, а не скрываться в офшорах. Законопроект направлен на обеспечение прозрачности операций», – объяснял Силуанов.
По мнению же Савельева, деофшоризация российской экономики могла бы произойти через Крым. «Активная борьба Минфина с офшорами натыкается на понятные аргументы бизнеса – дополнительная налоговая нагрузка приведет к закрытию ряда производств. В результате мы получим новые проблемы в моногородах и будем тратить на них больше денег, при этом сокращая налогооблагаемую базу», – поясняет глава Министерства по делам Крыма.
Налоговые льготы в ОЭЗ могут быть минимальными, а отказ правительства от понижения ставки налога на дивиденды может означать смещение приоритетов финансовой политики, считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. «При слабеющем рубле и низких ценах на нефть куда важнее состояние бюджета», – рассуждает он.
Однако, по мнению главного аналитика UFS IC Алексея Козлова, отказ от пониженной ставки еще не означает отказа правительства от идеи создания в Крыму внутреннего офшора. «На наш взгляд, правительство в этом случае лишь расставляет акценты налоговой политики, которые призваны направить капитал в реальный сектор, не давая привлекательности инвестициям на финансовом рынке», – считает аналитик.
«Офшоры по типу Кипра существуют в первую очередь для привлечения иностранных инвесторов, а в текущей ситуации надеяться на то, что многие компании захотят работать в Крыму, сложно. Тем более что ключевым фактором, который важен для инвесторов, является защищенность их инвестиций прозрачным законодательством и низкий уровень коррупции, а вот с этим в нашей стране пока сложно», – рассуждает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
При этом, поясняет аналитик, отказываться от привлечения внутренних инвесторов никто не собирается. «Именно на них рассчитаны остальные методы стимулирования деловой активности, в частности пониженные налоговые ставки по региональным и местным налогам, а также механизмы гарантии средств инвесторов в случае изменения налоговой нагрузки», – уточняет Сороко. Правда, вот эффективность свою ОЭЗ доказать пока не успели, и с течением времени у них появляется все больше противников, резюмирует эксперт.