Премьер Дмитрий Медведев проводит совещание об особых условиях ведения бизнеса в Крыму. Фото с официального сайта правительства РФ
Российские власти собираются создать на Дальнем Востоке и в Крыму множество особых экономических зон с особым налоговым и таможенным режимом. В этих зонах планируется отменить ограничения на привлечение иностранной рабочей силы и использовать упрощенный режим изъятия собственности. По мысли чиновников, такие условия помогут привлечь инвесторов как в Крым, так и на Дальний Восток.
Основная задача создания в Крыму особой экономической зоны (ОЭЗ) – это обеспечение устойчивого развития полуострова. ОЭЗ формируются для того, чтобы создать более благоприятный, чем в других регионах страны, режим, подчеркнул вчера на совещании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Режим свободной экономической зоны, по его мнению, позволит максимально реализовать экономический потенциал полуострова. Для этого на полуострове должна быть снижена налоговая нагрузка, административные и таможенные барьеры.
При этом Медведев напомнил, что сами федеральные ведомства затягивают сроки обсуждения проекта. «Было проведено несколько совещаний на эту тему. Надо признаться, что вообще работа над законопроектами идет медленнее, чем нам всем хотелось бы, мы несколько раз переносили сроки», – напомнил Медведев. По его словам, министерства не могут найти точек соприкосновения в части глубины преференций для налогоплательщиков зоны.
Пока ясности с экономическими преференциями для бизнеса в Крыму еще нет. Но гораздо более определенно выглядит проект создания особых зон в так называемых территориях опережающего развития, который был вчера внесен в Госдуму.
Предполагается, что все резиденты ТОР получат налоговые послабления: льготные ставки на аренду государственной недвижимости, освобождения от земельного налога, а также льготы по налогу на прибыль. Обычная ставка налога на прибыль составляет 20%, из которых 2% идет в федеральный бюджет, а 18% в региональный. Но в особых зонах будет установлен другой режим: после получения первой прибыли в течение пяти лет для компаний устанавливается нулевая федеральная ставка, а региональная не может превышать 5%. Ставка по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) также будет нулевой. А для компаний, получивших убыток, – через три года после начала работы. Заметно снизится для резидентов ТОР и ставка страховых взносов – с 30 до 7,6%. Выпадающие же в итоге доходы Пенсионного фонда, Фонда соцстрахования (ФСС) и Фонда медстрахования (ФМС) предполагается покрывать за счет средств федерального бюджета.
К тому же ТОР на Дальнем Востоке получит еще и статус свободной таможенной зоны, а значит, иностранные товары будут размещаться на территории зоны без взимания с них соответствующих таможенных пошлин и налогов.
Также для компаний-резидентов отменят квоты на привлечение трудовых мигрантов. «Получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников не требуется. Приглашения на въезд в целях осуществления трудовой деятельности, а также разрешения на работу иностранным гражданам на территории опережающего социально-экономического развития выдаются без учета квот…» – говорится в проекте о ТОР.
Правда, создание ТОР может потребовать изъятия земель и недвижимости у частных собственников, этот момент также обговаривается в законопроекте. «В целях создания и развития объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития допускается изъятие земельных участков и объектов недвижимого имущества», – говорится в тексте проекта.
Пока что такие условия предполагается создавать лишь на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), однако ранее министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка не исключил распространения подобного опыта и на всю территорию страны. «В законопроекте предусмотрены переходные положения о том, что первые три года он применяется на территории Дальнего Востока, а затем – в остальных субъектах РФ», – объясняет Галушка.
По его мнению значительное налоговое стимулирование и снижение уровня госконтроля на ТОР позволят привлечь инвестиций на сумму более чем в 600 млрд руб. и создать на территории более 37 тыс. высокопроизводительных рабочих мест. «На данный момент уже подписано 10 первых меморандумов о взаимопонимании с иностранными компаниями об инвестировании в ТОР. Речь идет о крупнейших экономических игроках в Азиатско-Тихоокеанском регионе с миллиардными инвестиционными портфелями», – заверил Галушка.
По мнению президента «Деловой России» Алексея Репика, бизнесу сегодня просто необходим закон о ТОР. «На фоне угрозы экономического спада необходимы глобально конкурентоспособные условия ведения бизнеса. Это стимулирует создание новых производств и тем самым новых высокопроизводительных рабочих мест», – заверяет он. Создание же особых налоговых и регуляторных режимов, по мнению Репика, существенно увеличит конкурентоспособность новых предприятий. «Уверен, что в нынешних экономических условиях они способны придать ускорение росту ВВП, кардинально расширить инвестиционную активность и повысить уверенность предпринимателей в завтрашнем дне», – надеется Репик.
Он уверен, что создание ТОР не приведет к перетоку уже готовых проектов из одних субъектов РФ в другие, а только «простимулирует создание новых и послужит ролевой моделью для новой российской экономики».
С ним не вполне согласна директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. По ее мнению, даже если отдельным игрокам особый режим и будет интересен, системно же бизнес туда скорее всего не придет. «На Дальнем Востоке, как и во многих других регионах России, плохо работают государственные институты. Нет самого главного – гарантий прав собственности», – говорит Зубаревич. А льготы по региональным налогам не лучшим образом отразятся на местных бюджетах.
Вызывает у Зубаревич сомнения и попытка властей создать в Крыму свободную экономическую зону. «Это больше похоже на учреждение внутреннего офшора», – отмечает эксперт.