Глава ЦБ Эльвира Набиуллина не жалеет долларов для защиты российской валюты. Фото Reuters
Попытки затормозить падение рубля обходятся Центробанку (ЦБ) почти в миллиард долларов в день. Именно столько регулятор потратил за одну прошлую пятницу. При таких темпах сокращения валютных резервов их может не хватить даже на один год. По официальной статистике, Россия имеет сегодня около 465 млрд долл. золотовалютных резервов. Но использовать для поддержания рубля ЦБ сможет лишь около 250 млрд, считают эксперты.
Накануне многие СМИ сообщили, что на поддержание рубля ЦБ потратил за один день около 700 млн долл. Эта сумма складывалась из расчетов объявленного ЦБ предельного объема интервенций при смещении границ валютного коридора. Однако на самом деле расходы ЦБ оказались значительно больше. Вчера регулятор отчитался, что прошлую пятницу на поддержание рубля он потратил 980 млн долл.
Впрочем, Центробанк и раньше не жалел на сглаживание курса резервных средств. Например, в начале марта – на фоне обострения украинского кризиса – уже случился так называемый черный понедельник, когда валютные интервенции ЦБ за один день превысили 11 млрд долл.
Затем регулятор объявил об окончательном переходе с 2015 года к свободно плавающему курсу рубля. Это можно было понять так, что ЦБ больше не будет тратить резервные средства на сглаживание курса, рублю позволят свободно падать и отскакивать от дна.
Как потом уточнил президент Владимир Путин, одно другому не помеха – переход к свободному курсу вовсе не означает, что ЦБ не будет экстренно поддерживать рубль. «Переход Банка России к плавающему курсу не означает полного отказа от валютных интервенций», – пояснял президент на форуме «Россия зовет!». Зампред ЦБ Ксения Юдаева сообщала, что, если понадобится, регулятор теоретически может потратить на устойчивость рубля чуть ли не все золотовалютные резервы (см. «НГ» от 07.10.14).
«Все надежды властей обращены к международным резервам», – подтверждают специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ) в своем очередном исследовании «Комментарии о государстве и бизнесе». Однако надежды эти, как показали расчеты авторов, беспочвенны.
(К слову, теперь «Комментарии о государстве и бизнесе» будут издаваться без участия бывшего первого зампреда ЦБ, директора по макроэкономическим исследованиям НИУ ВШЭ Сергея Алексашенко. По его собственному признанию, «кое-кому» не нравится то, что он делает, и ему пришлось дистанцироваться.)
Итак, авторы исследования напоминают, что сейчас у России накоплено золотовалютных резервов 465 млрд долл., хотя еще до кризиса 2008 года резервы достигали 600 млрд долл. Это подтверждается данными ЦБ. По состоянию на 1 января 2014 года в международных резервах находилось почти 510 млрд долл.
С начала 2014 года резервы «похудели» примерно на 9%. И, похоже, почти все эти скинутые средства пошли именно на сглаживание валютных колебаний. Ведь за одно первое полугодие 2014-го регулятор потратил на поддержку рубля 40 млрд долл. Такую сумму называла глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
В то же время собственных средств ЦБ в резервах не так много. Как поясняет один из авторов исследования ВШЭ, ведущий эксперт Центра развития Сергей Пухов, если из общей суммы вычесть средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, тогда получится, что ЦБ непосредственно распоряжается 300 млрд долл. А если вычесть еще монетарное золото и специальные права заимствования, тогда в распоряжении ЦБ останется и того меньше – около 250 млрд долл.
«При таком подходе обеспеченность импорта собственными резервами Центробанка составляет около восьми месяцев. От дальнейшего сокращения резервов не спасет даже переход к плавающему курсу, который, как признал сам президент, не означает полного отказа от валютных интервенций», – обращает внимание Пухов.
Специалисты ВШЭ подтверждают, что девальвация рубля связана с динамикой нефтяных цен, однако – добавляют они – лишь отчасти. Также против рубля играют западные санкции, которые ограничивают доступ России к рынкам капитала, снижают доверие инвесторов и еще больше провоцируют отток капитала.
При любом сценарии, за исключением самого оптимистичного, согласно которому нефть станет дороже 100 долл. за баррель, в 2015 году девальвация рубля продолжится.
«Российская экономика движется по кризисной траектории, и этот процесс пока только ускоряется», – пришли к выводу специалисты ВШЭ. Хоть вклад нефтяных цен в обвал рубля экономисты и называют частичным, однако назвать его минимальным тоже нельзя.
Ранее российские власти пытались предположить, до каких уровней некоторые страны ОПЕК могут опускать нефтяные цены. Глава Минфина Антон Силуанов сообщил, что, в частности, Саудовская Аравия не может опустить нефтяные цены ниже 85 долл. за баррель. Потому что иначе страна не сбалансирует бюджет.
Но, похоже, российские власти исходят из неверного посыла, они не учитывают, что снижение нефтяных цен Саудовская Аравия может компенсировать наращиванием объемов добычи. На этот нюанс в эфире «Эха Москвы» указал председатель совета директоров МДМ-Банка Олег Вьюгин.
По его словам, снижение цены до 80 долл. за баррель с одновременным наращиванием добычи позволит Саудовской Аравии остаться при своих доходах. Также Вьюгин добавил, что «американцев на сегодняшний день интересует цена на нефть, которая не била бы сланцевую добычу – там себестоимость от 70 до 75 долл.». А значит, Саудовская Аравия теоретически может продолжить снижение цены и после 80 долл. за баррель.
Специалисты ВШЭ, в свою очередь, сообщают, что Саудовская Аравия в состоянии опустить цены даже ниже 70 долл. за баррель и поддерживать их на протяжении длительного периода. «Резервный фонд королевства в июле оценивался в 742 млрд долл., это в два раза больше, чем пять лет назад», – говорят экономисты. Однако в ВШЭ все же надеются, что обвальное падение нефтяных цен скоро остановится.
Опрошенные «НГ» эксперты, правда, не думают, что Центробанк угрожает золотовалютным резервам страны. Ведь цель регулятора – не столько поддерживать курс рубля на определенном уровне, сколько сглаживать его резкие колебания, а значит, ЦБ не только распродает валюту, но и в отдельные периоды, наоборот, ее скупает.
«Сглаживание – не такой уж дорогостоящий процесс, если рассматривать его на большом промежутке времени. Если вспомнить, были моменты, когда Банк России покупал валюту за рубли. Это происходило, когда соотношение доллара и российской валюты было значительно ниже 30 руб. за доллар. Теперь настало время обратных действий», – поясняет главный аналитик компании UFS IC Алексей Козлов.
«Те валютные интервенции, которые сейчас мы наблюдаем, не значительны и не приведут к чрезмерному истощению резервов», – считает начальник казначейства СДМ-Банка Эдуард Лушин. «Валютные интервенции нужны, чтобы не допустить резких негативных колебаний рубля. Резкая девальвация рубля – экономический шок, который напрямую скажется на потребителях и компаниях. В текущих макроэкономических условиях это было бы слишком опасно», – говорит аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко.
Официальный курс ЦБ на среду – 39,74 руб. за 1 долл. Рубль немного укрепился. Правда, как сообщали вчера информагентства, во второй половине дня в ходе торгов рубль возобновил падение после небольшой паузы.