0
5904
Газета Экономика Интернет-версия

12.09.2014 00:01:00

Маневры в нефтяной отрасли закончились

Тэги: экономика, налоговый маневр, нефтяная отрасль, правительство, медведев


экономика, налоговый маневр, нефтяная отрасль, правительство, медведев Дмитрий Медведев, похоже, объявил окончательный вариант налогового маневра. Фото с официального сайта правительства РФ

Премьер Дмитрий Медведев озвучил новые и окончательные параметры налогового маневра в нефтяной отрасли. Нефтяников ждет более резкое, чем планировалось ранее, повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и более заметное, чем раньше, снижение экспортных пошлин. При этом предполагается, что уменьшение акцизов более чем в два раза поможет избежать подорожания топлива внутри страны. Правда, опрошенные «НГ» эксперты думают иначе. По их мнению, налоговый маневр в нефтяной отрасли лишь еще больше разогреет бензиновые цены.

Как сообщил на вчерашнем заседании правительства Дмитрий Медведев, вывозные таможенные пошлины на нефть за три года уменьшатся в 1,7 раза, а на нефтепродукты в зависимости от вида – в 1,7–5 раз. Одновременно с этим ставки НДПИ на нефть вырастут в 1,7 раза, на газовый конденсат – в 6,5 раз.

Таким образом, НДПИ будет расти быстрее, чем было изначально заложено в бюджет на 2014–2016 годы. Как пишет Интерфакс, в 2015 году налог может составить 775 руб. за т, а не 530 руб., как планировалось ранее, в 2016 году – 873 руб. вместо 559 руб., в 2017 году – 950 руб. Быстрее будут снижаться и экспортные пошлины: пошлина на нефть, которая в этом году составляет 59%, в 2015 году сократится не до 57%, а сразу до 42%, в 2016 году – уже до 36%, в 2017 году – до 30%. В то же время экспортная пошлина на мазут повысится до 100% не в следующем году, как это предусмотрено действующим бюджетом, а в 2017 году и будет расти постепенно.

В результате, по словам премьера, налоговая нагрузка на добычу трудноизвлекаемых запасов нефти будет снижена по сравнению с 2014 годом на 5–24% в зависимости от вида нефти.

«Чтобы не допустить роста цен на внутреннем рынке, будут поэтапно сокращены ставки акциза на нефтепродукты в 2,2 раза и предоставлены определенные налоговые льготы», – пообещал вчера премьер.

Рост может составить 1–2%, считают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС).  «Но это возможно в пределах инфляции удержать. При инфляции в 4–6% это будет незаметно», – цитирует «Прайм» главу ведомства Игоря Артемьева. По его словам, снижение акцизов будет компенсировать нагрузку на нефтяников.

Однако ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев не исключает резкого повышения цен на внутреннем рынке.

«НДПИ является частью цены бензина, соответственно в случае повышения налога цена вырастет. Кроме того, наш внутренний рынок очень тесно связан с мировым рынком нефтепродуктов, и если экспортные пошлины снизить, то паритет между внешним и внутренним рынком также сместится в сторону подорожания топлива внутри страны. Уменьшение акцизов, безусловно, влечет за собой снижение цен на бензин, но какой фактор в итоге будет определяющим – НДПИ, паритет с внешним рынком или акциз, – пока трудно понять», – рассказал Танкаев «НГ». Между тем эксперт указал на то, что вариантов налогового маневра до сих пор было много, и не факт, что последняя версия – окончательная. «Сейчас делать выводы преждевременно, – уверен эксперт. – Нужно дождаться подписания документа, и тогда уже можно будет посчитать, к чему те или иные параметры приведут».

Действительно, маневр уже неоднократно пересматривался, в том числе и под давлением главы «Роснефти» Игоря Сечина, указывавшего в письме первому вице-премьеру Игорю Шувалову на негативные последствия подобных мер. Некоторые предложения руководителя «Роснефти», в том числе постепенный рост пошлины на мазут, были учтены в новой редакции, однако более «щадящий» вариант изменения НДПИ и экспортных пошлин принят не был.

Управляющий активами компании «Фонд Магута» Платон Магута отмечает, что необходимость изменений в отрасли назрела уже давно. «Высокие экспортные пошлины обеспечивают высокие валютные поступления в бюджет, но в то же время делают его крайне зависимым от внешней ценовой конъюнктуры на энергоносители. Постепенный переход бюджетных поступлений с пошлинных платежей на НДПИ увеличит устойчивость бюджета и снизит зависимость от мировых цен на нефть», – рассуждает эксперт. При этом, по словам Магуты, побочным эффектом будет рост цен на бензин. «Они могут увеличиться на 20–25% в последующие три года. Тем не менее иного способа снизить зависимость бюджета от нефтедолларов и увеличить макроэкономическую устойчивость бюджета не видно», – уверен эксперт.

«Одна из основных целей так называемого маневра – снизить риски реэкспорта нефти и нефтепродуктов, связанные с запуском Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана, – полагает начальник аналитического отдела компании РУСС-ИНВЕСТ Дмитрий Беденков. – Уменьшение экспортных пошлин должно понизить возможности реэкспорта через другие государства Таможенного союза с более низкими пошлинами».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1017
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1213
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1667
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1362

Другие новости