Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина прогнозирует инфляцию и рост ставок, если ведомство Антона Силуанова введет новый налог. Фото РИА Новости
В пятницу Центробанк вслед за Минэкономразвития и частью делового сообщества осторожно высказался против появления в РФ регионального налога с продаж. На введении этого налога настаивает Минфин, который надеется сократить необходимую помощь из федеральной казны региональным бюджетам. Окончательное решение правительством пока не принято, и у министров остается все меньше времени для введения этого налога с января 2015 года.
Центробанк не в восторге от предложенного Минфином регионального налога с продаж и советует министрам подумать о неизбежном ускорении инфляции. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева заявила в пятницу, что правительству при обсуждении планов введения налога с продаж необходимо учитывать его возможное влияние на уровень инфляции. «Подобные шаги правительства могут представлять опасность с точки зрения фиксации инфляционных ожиданий на повышенном уровне», – цитирует Интерфакс слова зампреда. Юдаева предупреждает, что в такой ситуации регулятор будет вынужден «применять меры денежно-кредитной политики, которые со всех других точек зрения будут излишними в этой ситуации».
«Мы хотели бы обсудить с правительством вопрос о том, чтобы они учитывали, принимая такие решения, их влияние на общую инфляцию и проводили их таким образом, чтобы не приводить к резким скачкам инфляции, не влиять… на среднесрочные экономические ожидания и, если хотите, не провоцировать нас на политику, которая необходима с точки зрения инфляции, но может быть вредна с точки зрения экономического роста», – заявила Ксения Юдаева на Международном банковском форуме в Сочи.
К тому же, уточнила она, налог с продаж является одним из немонетарных факторов ограниченного срока влияния на инфляцию. Если количество таких факторов в течение года превысит критический уровень, это может негативно сказаться на инфляционных ожиданиях.
Как известно, еще в середине августа Минфин внес в правительство законопроект, предусматривающий введение в регионах налога с продаж с 1 января 2015 года. Налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров или услуг с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов. При этом введение регионального налога не предполагает отмену действующего НДС. Ставку налога с продаж в пределах 3% будут устанавливать в субъектах РФ. Тем самым ведомство фактически предложило регионам самостоятельно заделывать образующиеся в местных бюджетах дыры. По расчетам Минфина, новый налог позволит увеличить доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2015 году на 194,8 млрд руб., в 2016 году объем поступлений может возрасти до 210,7 млрд руб., а в 2017 году – до 230 млрд руб.
К слову, в отношении ряда предприятий закон вступит в силу лишь с 1 января 2016 года. Так, только с 2016 года положения вступят в силу для предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих единый сельхозналог, упрощенную систему налогообложения (УНС), единый налог на вмененный доход или использующих патентную систему налогообложения. При этом публичное обсуждение законопроекта предполагается завершить к 19 октября этого года.
Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева
не исключает увеличения регулятором процентных ставок после введения налога. Фото Reuters |
Пока неясно, будет ли законопроект, предложенный Минфином, принят до 2015 года. В частности, против повышения налоговой нагрузки активно выступают в Минэкономразвития (МЭР). Внедрение регионального налога с продаж с сохранением НДС и, более того, с перспективой его увеличения в ведомстве считают крайне рискованной мерой для экономического роста, инвестиционного процесса и для инфляции. «Я с большой настороженностью на это смотрю. Эти предложения должны быть очень подробно проанализированы», – заявлял глава МЭР Алексей Улюкаев в июле.
Ранее глава правительства Дмитрий Медведев также не исключал возможности увеличения налоговой нагрузки в России. «Результатом работы (над проектом бюджета. – «НГ») должен быть реалистичный и сбалансированный бюджет. Бюджет, который учитывает текущее положение дел в российской и мировой экономике, в том числе негативные последствия санкций, которые в настоящий момент развернуты против наших отдельных компаний, да и, по сути, против всей страны», – цитирует Интерфакс слова Медведева в августе на совещании по бюджетным проектировкам на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. По его словам, необходимо проанализировать «самые разные варианты, даже увеличение налоговой нагрузки, несмотря на то, что к этой мере нужно прибегать в самом крайнем случае».
Однако президент России Владимир Путин на встрече с депутатами Госдумы в Ялте в середине августа высказался отрицательно как относительно траты резервов, так и относительно повышения налоговой нагрузки. «Не хочется ни налоговое бремя повышать, ни резервы проедать, но просто тупо сидеть на мешке денег мне тоже кажется неправильным», – цитирует Путина Интерфакс. По его словам, споры по этим вопросами между Минфином и Минэкономразвития – «это нормальная профессиональная дискуссия».
«Введение налога с продаж – вещь вредная», – уверена первый зампред думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. По ее мнению, в первую очередь влияние инфляции коснется товаров импортозамещения, а значит, по большей части товаров народного потребления. «На экспорт налог не повлияет», – считает она.
Таким образом, налог с продаж одновременно подстегивает инфляцию и провоцирует Центробанк на повышение процентных ставок – то есть сокращает возможности для экономического роста. В этом отношении показателен опыт Японии, которая повысила у себя налог с продаж, чем спровоцировала снижение ВВП. Правительство Японии с 1 апреля 2014 года повысило налог с продаж с прежних 5% до 8%, что стало первым увеличением данного налога за последние 17 лет. Такие меры правительство Японии предприняло для обуздания растущего госдолга. Увеличение налога многими рассматривается как одна из мер борьбы с дефляцией в японской экономике. Но повышенный налог отрицательно сказывается на внутреннем потреблении, так как потребители и предприятия откладывают покупки, ожидая, что цены и в будущем будут снижаться. По данным кабмина Японии, ВВП страны во втором квартале, то есть после введения налога с продаж, сократился на 1,7% по сравнению с первым кварталом 2014 года и рухнул на 6,8% в сравнении со вторым кварталом 2013 года. При этом объем потребительского спроса в апреле–июне 2014 года снизился на 5%.
В Минфине РФ и ранее предлагали различные варианты пополнения бюджета. В частности, с 2016 года предлагалось повысить ставку обязательных страховых взносов на так называемые высокие зарплаты. «У нас сегодня в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) поступает 5,1% страховых взносов, берутся они с уровня зарплат до 624 тыс. руб. в год. Все, что выше, не облагается страховыми взносами», – цитировало РИА Новости главу Минфина Антона Силуанова. По его словам, дефицит ФОМС в 2017 году превысит 400 млрд руб., и «в данных условиях предлагается этот порог убрать и взносы брать со всей линейки заработных плат» (подробнее см. в «НГ» от 05.08.14).