Фото Reuters
Ближайшие несколько месяцев окажутся сложными для российской экономики – вне зависимости от того, как будут дальше развиваться внешнеполитические отношения страны. Об этом вчера предупредили специалисты Центра развития ВШЭ. Поводом для беспокойства стали показатели экспорта – теперь чуть ли не единственного двигателя экономики РФ. Экспорт сокращается из-за постепенного падения нефтяных цен и отмены поставок газа в Украину. Среднегодовая цена нефти пока выше правительственных ориентировок в 104 долл. за баррель. Однако, как вчера сообщил замглавы Минфина Алексей Моисеев, в ближайшие годы цена на нефть может стать ощутимо ниже 100 долл. за баррель. Все это негативно скажется на состоянии федерального бюджета и курсе рубля.
Ухудшающиеся показатели экспорта не сулят России ничего хорошего. «В июне–июле засбоил еще один двигатель экономики. Ставшая привычной стагнация экспорта сменилась его падением, которое мы не готовы назвать конъюнктурным», – говорится в новом исследовании Центра развития «Еще не кризис, но уже и не стабильность».
Ссылаясь на данные Центробанка, экономисты сообщили, что в июне этого года стоимость российского экспорта была на уровне 41 млрд долл., это на 4% меньше, чем в июне прошлого года, и на 8% меньше, чем в мае. В июле тенденция к снижению продолжилась.
«В стоимостной структуре экспорта примерно две трети составляет экспорт топлива – сырая нефть, нефтепродукты и природный газ», – говорится в исследовании. Экономисты сообщают, что сокращались физические объемы экспорта сырой нефти, а также газа, который с 16 июня в Украину больше не поставляется.
Кроме того, постепенно снижается цена на нефть. «Если в июне баррель российской нефти в среднем стоил 109,7 долл., то в июле – уже 105,6 долл. Снижение на 3–4% в годовом и месячном выражении. Пока падение цен не выходит за пределы колебаний последних трех с половиной лет, а среднегодовая цена еще выше правительственных ориентировок (104 долл. за баррель). Однако при сохранении текущих цен до конца года запас прочности практически исчерпан», – предупреждают авторы исследования.
Рост добычи за пределами ОПЕК, восстановление добычи в Ираке и Ливии, торможение экономического роста в еврозоне приведут к тому, что наблюдаемое в последние недели ползучее снижение цен на нефть скорее всего продолжится. Снижение мировых цен может ударить по доходам наших крупнейших экспортеров – «Роснефти» Игоря Сечина и «Газпрома» Алексея Миллера.
В Минфине вчера подтвердили эти тревожные ожидания: замглавы ведомства Алексей Моисеев сообщил, что в 2015–2017 годах цена на нефть может оказаться ощутимо ниже 100 долл. за баррель.
Директор Центра развития Наталья Акиндинова к этому добавляет, что «санкционные ограничения на экспорт продукции российской оборонки ухудшают и без того негативную динамику российского несырьевого экспорта».
В итоге, по прогнозу экономистов, стоимость всего российского экспорта может составить по итогам 2014 года около 500 млрд. долл. «Это значительно ниже – более чем на 3% – наших предыдущих прогнозов и прогнозов правительства», – сообщают авторы исследования. В Центре развития делают вывод, что такое сокращение экспорта станет проблемой и для бюджета, и для рубля.
Некоторые опрошенные «НГ» эксперты, однако, пока не ждут особых потрясений. Руководитель аналитического департамента компании AForex Артем Деев считает, что вряд ли по итогам года экспорт сократится столь существенно. В правительстве сейчас ухудшили прогноз по экспорту, снизив его всего на 4 млрд долл. – до 514 млрд долл. В правительственных прогнозах учитываются весьма консервативные цены на нефть – 103–104 долл. за баррель. Эксперт не исключает, что реальная цена может оказаться немного выше этого уровня и тогда у бюджета появятся дополнительные доходы.
А значит, и российской валюте пока ничего не угрожает, если говорить именно об экспорте. «Для рубля есть более системные риски – геополитическая напряженность и колоссальные темпы оттока капитала», – уточняет Деев.
«Текущее сокращение экспорта на 4% в годовом выражении пока не критично для отечественной экономики», – полагает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. Ведь импорт сокращается опережающими темпами, падение цен на нефть – скорее всего временное явление. А падающий спрос еврозоны на топливо вполне можно компенсировать за счет спроса со стороны Китая и Индии, который сейчас находится на трехлетнем максимуме, добавляет Ермаков.
Но эксперт признал, что сокращение экспорта уже влияет на российскую валюту: «Если сравнить ее с аналогами из развивающихся стран, то сравнение явно не в пользу рубля. В то же время в связи с высокими процентными ставками спрос на рублевые долговые инструменты при нормализации в геополитической сфере может многократно вырасти, и это приведет к укреплению национальной валюты».
Не все аналитики были столь оптимистичны. «Падение цен на нефть может стать настоящей угрозой для российской экономики, потому что заместить выпадающие доходы нечем. Цена на нефть марки Brent за два месяца упала на 12% до 102 долл. за баррель. Российский бюджет на этот год верстался при цене в 93 долл., так что 2014 год мы пройдем даже при дальнейшем спаде котировок. В последующие два года в бюджете заложены 95 долл., и вполне вероятно, что нефть может снизиться до этого значения. Тогда придется резать социальные программы, инфраструктурные проекты получат уже не такое щедрое финансирование», – предупреждает директор аналитического департамента GKFX Александр Позднышев.
Если замедлится приток нефтедолларов в экономику, тогда спекулянты сразу начнут играть против рубля. И тогда, по словам эксперта, курс может составить 37–38 и даже 40 руб. за доллар.
«Но больше всего последствия падения цены на нефть ощутят в дотационных российских регионах, где следует ожидать роста безработицы и ухудшения экономического состояния. Большинство субъектов имеют значительные заимствования на долговом рынке, дефицит региональных бюджетов уже приближается к 700 млрд руб., и многие из них просто не смогут свести концы с концами. Хуже всего это отразится на медицине и других бюджетных сферах», – предупреждает Позднышев.
«Потери от падения объемов российского экспорта гораздо выше введенных продовольственных санкций, поэтому длительное противостояние губительно для экономики», – говорит финансовый аналитик Lionstone investment Services Сергей Еременко. А если добавить к этому отток капитала, то, как считает эксперт, рост российской экономики мы увидим не скоро.