Замглавы Минфина Сергей Сторчак рассказывает о пользе кредитов Кипру. Фото Reuters
Наши власти заботятся об экономике Кипра, похоже, гораздо больше, чем о своей собственной. Чтобы облегчить жизнь киприотам, правительство Дмитрия Медведева прощает им долги и снижает для них кредитную нагрузку. В России же выпадающие платежи по кипрским долгам будут компенсированы повышением налогов. Законопроекты об увеличении налогов в России и об отказе от требования долгов с Кипра будут рассматриваться почти одновременно в осеннюю сессию Госдумы.
В июле 2016 года республика Кипр должна была вернуть долг российскому бюджету в размере 2,5 млрд евро. По нынешнему курсу это чуть больше 120 млрд руб., а в 2016 году – ближе к 150 млрд. Для российской казны, которая испытывает нарастающие проблемы, возврат кипрского долга был бы заметным подспорьем: ведь 2,5 млрд евро на дороге не валяются.
Однако правительство Дмитрия Медведева решило отказаться от первоначальных условий займа и проявило великодушие, предложив Кипру выплачивать долг не к середине 2016 года, а вплоть до конца 2021 года. При этом Кипру снижены и текущие платежи по обслуживанию долга – с 4,5 до 2,5% годовых.
Кредитные послабления Кипру будут оформлены в виде федерального закона, который в конце прошлой недели поступил в Госдуму. Отказ от возврата 2,5 млрд евро в 2016 году правительство объясняет «просьбой кипрской стороны о снижении долговой нагрузки на бюджет республики в предстоящие годы».
При этом российское правительство прямо признает, что выделяет Кипру бюджетные деньги на гораздо более выгодных условиях, чем занимает само: «новый уровень процентной ставки по кредиту меньше текущей стоимости заимствований России на международном рынке капитала в евро на сопоставимый срок». Тем не менее отказ от своевременных платежей в нашем правительстве считают «разумным компромиссом». Правда, этот тезис сформулирован в пояснительной записке довольно хитро: «Как представляется, договоренности о возврате России предоставленных Кипру ресурсов в течение более длительного периода по сравнению с оригинальными условиями отражают разумный компромисс, учитывая необходимость, с одной стороны, оказать республике финансовую помощь, а с другой – сохранить долговые требования к этому суверенному дебитору».
Единственная номинальная выгода для России от реструктуризации кипрского долга, которую указывает правительство, это увеличение общего объема процентных платежей в наш бюджет на 73,1 млн евро. Однако на самом деле эта «выгода» больше похожа на обман и прямой ущерб для российского бюджета. Ведь если бы Кипр рассчитался вовремя, то Россия смогла бы ссудить эти деньги любому надежному заемщику и получить от него к 2021 году в несколько раз большую сумму, чем называемый нашим правительством «выигрыш» – 73,1 млн евро.
Особенно удивительной выглядит бюджетная щедрость правительства на фоне планов повышения налогов. Так, например, Минфин собирается ввести в ближайшее время региональный налог с продаж, который должен пополнить казну примерно на 200 млрд руб. Но эта сумма как раз сопоставима с долгом Кипра, который отказываются требовать в 2016 году наши власти. Выходит, что для Кипра – долговые послабления и отсрочка долга, а для России – повышение налогов.
Напомним, что скандальный кредит Кипру, который превышал 10% его ВВП, был выдан Россией в конце 2011 года. Об условиях кредита тогда сообщил замминистра финансов РФ Сергей Сторчак. Но в 2011-м особых проблем наша казна не испытывала. По крайней мере Минфин не собирался вводить кризисный налог с продаж. Сегодня же стабильность российского бюджета оказалась под угрозой. Но российское правительство предпочитает помогать Кипру, а не беспокоиться о доходах казны.
Необычную бюджетную щедрость по отношению к Кипру российские эксперты объясняют зависимостью влиятельных россиян от состояния этого офшора. «Благосостояние и благополучие многих наших сограждан зависит от благополучия экономики Кипра. Именно это обстоятельство и определяет государственную политику по отношению к этому острову», – считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
Не совсем понятно, чем вызвана спешка с подготовкой закона, ведь до момента выплаты основного долга еще почти два года. И за эти два года с экономикой России, Кипра и всей Европы может произойти что угодно», – рассуждает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, появление законопроекта о кипрском кредите можно объяснить частными интересами влиятельных лиц в РФ, которые не вывели деньги с Кипра. Такая коррупционная мотивация не имеет ничего общего с интересами страны, считает Делягин. При этом экономист указывает, что текущее исполнение бюджета не требует повышения налогов или отмены цивилизованной пенсионной системы, о чем говорит правительство РФ. Остатки неиспользованных бюджетных средств в июле составили около 300 млрд руб., напоминает Делягин. И значительная часть этих средств работает в интересах финансовых систем тех стран, которые развязывают против России новую холодную войну.