Автодилеры готовятся к снижению спроса. Фото Антона Белицкого/PhotoXPress.ru
Продажи новых легковых автомобилей в России стремительно сокращаются. За первые семь месяцев года они упали почти на 10%. А в июле – на 23%. Автопроизводители называют ситуацию тревожной и не надеются на скорое улучшение. Но автопром может получить неожиданную помощь. В Госдуму внесен законопроект, разрешающий потратить материнский капитал на покупку автомобиля, собранного на территории России.
Падение российского авторынка в июле продолжилось, сообщили в конце прошлой недели эксперты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В январе–июле 2014 года рынок снизился на 9,9%. При этом в июле продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 22,9% по сравнению с июлем 2013 года.
«Сжатие авторынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, Московский автосалон, который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень – сезон высоких продаж», – говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. При этом он уточняет, что осенний всплеск продаж был обычным для прошлых лет. Однако нынешний год обычным назвать сложно.
В денежном выражении падение выглядит не столь пугающим. Так, в первом полугодии 2014 года общий объем продаж автомобилей в РФ составил 31,5 млрд долл., что ниже аналогичных прошлогодних показателей на 3%. Такие данные привел старший менеджер PricewaterhouseCoopers (PwC) Сергей Литвиненко. В рамках базового сценария PwC падение продаж легковых автомобилей в России по итогам 2014 года составит 12%. А сценарий снижения на 8% считается оптимистичным.
Восстановление объема продаж 2012 года возможно лишь в 2017 году, считают эксперты. А в среднем рост авторынка в следующем десятилетии возможен на уровне не более 3–3,5% в год.
Между тем автопроизводители могут получить поддержку из неожиданного источника. На прошлой неделе в Госдуму внесен законопроект, который разрешит тратить материнский капитал на покупку нового автомобиля. На сегодня сумма маткапитала составляет 429 тыс. руб. Но тратить эти деньги можно только на образование, будущую пенсию, покупку или ремонт жилья. Новый законопроект дополняет этот список еще и покупкой автомобиля. Авторы проекта – депутаты Заксобрания Ростовской области. По их мнению, нужно усилить стимулирующую роль маткапитала. И именно покупка авто может стать дополнительным стимулом для увеличения рождаемости. Но речь идет не только о демографии. «Принятие законопроекта также будет являться дополнительной мерой господдержки для предприятий автомобильной промышленности», – сообщается в пояснительной записке.
Впрочем, эксперты не забывают и о другом инструменте поддержки – льготном автокредитовании. «Переломить ситуацию может только внедрение масштабной господдержки льготного кредитования. Если этого не сделать, кризис продолжится и в следующем году», – уверен вице-президент компании «АвтоСпецЦентр» Владимир Моженков. По его прогнозам, падение авторынка по итогам года может приблизиться к 17%.
Причины спада аналитики видят в сокращении спроса, ожиданиях кризиса и девальвации рубля в начале года. «Резкое падение рынка в последние два-три месяца можно объяснить активностью покупателей в феврале–марте. Тогда граждане пытались потратить рубли в ожидании подорожания отечественных и импортных товаров из-за ослабления рубля», – говорит ведущий экономист Центра развития Валерий Миронов. При этом он не считает ситуацию катастрофической и не согласен с прогнозами закрытия автосборочных заводов. «Российский авторынок будет поддерживаться значительными сырьевыми доходами. Так что слухи о скорой смерти автосборки в России – это явное преувеличение», – считает Миронов.
«Иностранные производители вряд ли свернут производство в России, поскольку это грозит им потерей большой долей местного рынка.», - соглашается гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль.
Продажи новых легковых автомобилей в России* | |||
Марка* | Июль 2014 года, тыс. штук | Июль 2014 к июлю 2013 года, % | Январь–июль 2014 к январю–июлю 2013 года, % |
Lada | 28 | –25 | –16 |
KIA | 15,3 | –11 | –2 |
Renault | 15,2 | –16 | –9 |
Hyundai | 14,5 | –2 | 0 |
Toyota | 13,3 | –9 | 2 |
Nissan | 9,1 | –21 | 21 |
VW | 9 | –32 | –16 |
Chevrolet | 8,5 | –45 | –23 |
Skoda | 7,1 | 4 | –1 |
ГАЗ | 5,5 | –24 | –18 |
Opel | 4,9 | –25 | –17 |
Ford | 4,5 | –52 | –41 |
*С учетом легких коммерческих автомобилей. Источник: Ассоциация европейского бизнеса |