Турфирмы все чаще срывают отдых россиян. Фото Reuters
За последний месяц о банкротстве объявили уже четыре российских туроператора. В минувшие выходные свою деятельность приостановил «Лабиринт», 25 тыс. клиентов которого отдыхают сейчас за рубежом. В ассоциацию «Турпомощь» поступают тысячи обращений, а в Ростуризме предупреждают, что быстро эвакуировать всех клиентов компании не удастся. Эксперты предсказывают, что паники населения, планирующего свой отдых, пока не будет. Пакетные туры помогут сохранить туроператорам бизнес, но уже не в каждую страну россияне поедут по путевке.
В эти выходные об уходе с рынка заявил еще один туроператор – компания «Лабиринт», организующая прямые перелеты на популярные курорты. Пострадать от этого могут более 25 тыс. туристов, отдыхающих сейчас за границей.
Ранее, в пятницу, авиакомпания «Оренбургские авиалинии» объявила об отмене 36 чартерных рейсов уже со 2 августа. Причиной стала неуплата долга компанией «Идеал-тур», организующей авиаперевозки по заказу туроператоров. В начале июля «Идеал-тур» задолжал авиакомпании 1,5 млрд руб., так как не смог обеспечить необходимый объем полетов, и «Оренбургские авиалинии» потребовали компенсацию за неотправленные рейсы. При этом ответственность самого «Идеал-тура» застрахована лишь на 30 млн руб. Основным клиентом компании являлся «Лабиринт», принадлежащий тому же владельцу.
Некоторые турагентства напрямую связались с «Оренбургскими авиалиниями» и оплатили полеты своим клиентам. «Лабиринт» же вынужден был в субботу объявить о банкротстве.
Вчера около сотни клиентов «Лабиринта» не могли вылететь из Туниса из-за отмены рейса Tunis Air в Москву. Их возвращением занялась ассоциация «Турпомощь», сообщила Интерфаксу исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Сегодня должно состояться заседание наблюдательного совета «Турпомощи» с участием представителей Минтранса, Росавиации, Ростуризма и туроператоров, посвященное ситуации с клиентами «Лабиринта». В Ростуризме отмечают, что все клиенты «Лабиринта» будут эвакуированы на родину, но быстро это сделать не получится, потому что сейчас пик сезона и «приходится договариваться с другими авиакомпаниями или с теми же авиакомпаниями, которые не получили денег».
Возвращение домой стало для многих туристов
дополнительным приключением. Фото Reuters |
Между тем, по данным руководителя объединения «Турпомощь» Вячеслава Басова, проблемы с проживанием и отсутствием авиабилетов возникли у туристов практически во всех европейских странах. «В «Турпомощь» поступило несколько тысяч обращений, звонят практически из всех европейских стран, – рассказал он. – Сложно сказать, сколько средств может понадобиться для решения проблем туристов «Лабиринта». Это глобальная проблема. Здесь не только «Турпомощь» должна участвовать, но и авиаперевозчики, и государство».
«Лабиринт» – это уже четвертая компания за последний месяц, объявившая о своем банкротстве (см. «НГ» от 1.08.14).
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина отметила, что этот год для туриндустрии оказался даже хуже, чем кризисный 2009 год. Среди причин банкротства компаний Тюрина назвала политическую ситуацию и опасения россиян ехать за рубеж в связи с санкциями и боязнью негативного отношения к себе. Усугубил ситуацию скачок курсов валют, который сказался на потребительской активности. Тюрина вспомнила и о рекомендациях сотрудникам различных ведомств не выезжать на отдых за границу. «Этот фактор тоже повлиял – силовиков много, и они все не поехали», – заметила она. С другой стороны, Тюрина отметила жесткую конкуренцию на туристическом рынке страны. «Предложение явно превышает спрос. Поэтому те объемы, которые «Лабиринт» набрал, он реализовать не смог», – пояснила она.
Опрошенные «НГ» эксперты полагают, что ситуация с банкротствами глобально не изменит планы россиян на отдых.
Вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов отмечает, что туристы, посещающие Европу, давно уже стремятся бронировать отели и заказывать билеты через онлайн-сервисы, а не пользоваться услугами туркомпаний. «Если же говорить о курортах – Турции, Греции, Египте, – то там в любом случае туроператорский бизнес сохранится, потому что это будет стоить дешевле, чем самостоятельный подбор, и люди продолжат этим пользоваться», – рассказал эксперт.
Заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики РАНХиГС Феликс Шарков отмечает, что в связи с последними событиями перераспределение туристов на российские курорты может составить примерно 10%. И в этой ситуации важно быстро отреагировать – не только в плане достойного сервиса, но и в плане рекламы, в том числе и государственной, чтобы сориентировать потенциальных отдыхающих. Тем не менее сейчас главное – безболезненно эвакуировать клиентов разорившихся компаний и обеспечить их компенсациями, подчеркивает эксперт.