На нехватку сотрудников жалуется каждое третье промышленное предприятие. Фото Reuters
К промышленникам возвращается утраченный оптимизм, – показал июльский опрос промпроизводителей, проведенный Институтом экономической политики им. Е.Т. Гайдара (Института Гайдара). Производители отмечают рост внутреннего спроса, наращивают выпуск продукции и реже жалуются на «неясность экономической ситуации». Кризис в Украине также почти не повлиял на работу большинства из них. Зато одна из главных помех росту промышленности, по мнению исследователей, кроется внутри самих предприятий. Это нарастающая угроза кадрового голода: рабочие увольняются, и их не получается заменить новыми сотрудниками. Эту тенденцию не удается победить уже несколько лет.
В июле российские промышленники отмечали рост спроса на свою продукцию – соответственно выросла и их удовлетворенность продажами. Объемы выпуска также увеличились, причем темпы роста промпроизводства достигли трехлетнего максимума. Об этом вчера сообщили в Институте Гайдара. Как замечают исследователи, оптимистично выглядят и дальнейшие производственные планы предприятий. «Промышленность не только рискнула нарастить выпуск в июле, но и сохранила «аппетит к риску» в этой области и на ближайшие месяцы», – сообщают исследователи, ссылаясь на последние данные опросов промпроизводителей.
Что касается ограничителей роста промпроизводства в стране, главным из них по-прежнему остается внутренний спрос. Однако в июле число предприятий, работу которых тормозил именно этот фактор, заметно уменьшилось. «Внутренний спрос сейчас сдерживает рост выпуска только у 48% предприятий, тогда как во втором квартале 2014 года на этот фактор указывали 58%», – говорится в исследовании. Кроме того, меньше предпринимателей и производителей стало жаловаться на «неясности текущей экономической ситуации и ее перспектив». Таких в июле оказалось 29% после 34% в апреле.
«Реже стала упоминаться и нехватка оборудования (мощностей), что явно противоречит выводам некоторых экспертов о «перегреве» российской промышленности, уже якобы работающей на пределе своих производственных возможностей», – указывают авторы исследования. По их данным, гораздо большей проблемой сейчас является недостаток рабочих рук, а не машин.
Так, не менее трети предприятий жалуется сейчас на нехватку работников для наращивания производства. «Предприятия по-прежнему больше увольняют работников, чем принимают новых», – говорят исследователи. Между тем нехватка кадров в промышленности уже два года занимает второе-третье места в рейтинге помех росту выпуска. Поэтому промышленникам приходится зачастую более интенсивно использовать имеющихся работников, чем имеющиеся у них машины и оборудование. «Нормальная» и «выше нормы» интенсивность использования работников отмечается на 68% предприятий, указывают в Институте Гайдара. При этом там предупреждают – не стоит надеяться на то, что рост производительности труда решит кадровый голод. «В 2014 году не менее 66% предприятий оценивают свою производительность как нормальную. Таким образом, оценки большинства предприятий явно отличаются от оценок экспертов и чиновников, постоянно разрабатывающих программы ее повышения», – говорится в исследовании.
А вот политический кризис в Украине фактически не отразился на работе промышленников. «Как показал июльский опрос, абсолютное большинство предприятий по-прежнему не ощущает никаких последствий этого кризиса. Доля ответов «значимых последствий нет» уверенно занимает первое место в опросе – 68%», – отмечают авторы.
Заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло объяснил «НГ», почему предприятия продолжают увольнять сотрудников, хоть и испытывают кадровый голод. «На самом деле инициаторы увольнения – не администраторы, а сами работники. В следующем обзоре мы детально проанализируем причины ухода сотрудников с предприятий. Но опросы прошлых двух лет показывают, что в основном это происходит из-за низких зарплат на предприятиях и достижения пенсионного возраста», – пояснил он.
По мнению ведущего научного сотрудника Центра институционального развития РАНХиГС Юрия Симачева, несмотря на то, что промышленники говорят в основном о положительных изменениях в отрасли, ожидать выхода из стагнации еще рано.
«Опросы носят текущий характер и не учитывают среднесрочных трендов. В июле ситуация сложилась таким образом, а в августе все может повернуться иначе, и пока невозможно сказать, в какую сторону наступит перелом – в сторону улучшения или ухудшения. Опрос может свидетельствовать об относительно нормальных условиях с позиции средних компаний. Но экономическое развитие в нашей стране, как правило, определяется большими компаниями с государственным участием, которые находятся в зоне риска во время неблагоприятных внешних воздействий», – рассказал эксперт. Так что по одному опросу, даже с достаточно представительной выборкой компаний, трудно судить о том, что будет происходить с экономикой в целом, делает вывод Симачев.