Проблема налоговых поступлений становится все острее. Фото ИТАР-ТАСС
Корректировка налоговой политики государства вызывает горячие споры среди действующих и бывших министров, подключился к спору и Следственный комитет. Минфин прорабатывает разные варианты увеличения налоговой нагрузки. Так, введение регионального налога с продаж одновременно с налогом на добавленную стоимость (НДС) – похоже, дело решенное. Минэкономразвития (МЭР) называет такие новации рискованными. Экс-глава Минфина Алексей Кудрин советует частично переложить налоговое бремя с бизнеса на население. Споры разгораются вокруг нюансов, но в главном консенсус достигнут – налоги повысят. И именно это тревожит экспертов больше всего, ведь экономический рост под налоговым бременем зачахнет.
К спорам о том, как именно надо скорректировать налоговую политику государства при затухающем экономическом росте и на фоне санкций, подключаются не только действующие министры, но и бывшие.
Вчера стало известно, что экс-министр финансов Алексей Кудрин не поддерживает некоторые налоговые инициативы Минфина. По его мнению, в условиях слабой экономики, когда предприятия сталкиваются с сокращением прибылей и не могут инвестировать в расширение производства, рост налогового бремени на бизнес лишь еще больше ухудшит ситуацию. Единственный возможный маневр, допустимый в сложившихся условиях, – это, как считает Кудрин, небольшое повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В конце концов, если налоговая нагрузка для бизнеса неподъемна, ее частично можно переложить на население, полагает экс-министр финансов.
Напомним, в Минфине сейчас ищут внутренние источники доходов и пытаются сбалансировать бюджеты субъектов РФ, которые оказались в сложном положении из-за необходимости выполнять майские указы президента по повышению зарплат бюджетников.
В частности, в «Основных направлениях бюджетной политики» на ближайшую трехлетку указано, что «предусматривается возможность введения регионами налога с продаж со ставкой в размере до 3%». «Реализация данной меры позволит повысить обеспеченность бюджетов субъектов РФ собственными доходами, увеличив доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2015 году на 194,8 млрд руб., в 2016 году на 210,7 млрд руб., в 2017 году на 230 млрд руб.», – говорится в документе.
Как потом пояснял журналистам министр финансов Антон Силуанов, также рассматривается вариант повышения на несколько процентов ставки НДФЛ, а в среднесрочной перспективе может быть повышена ставка НДС.
Внедрение регионального налога с продаж с сохранением НДС и, более того, с перспективой его увеличения в Минэкономразвития считают крайне рискованной мерой для экономического роста, инвестиционного процесса и для инфляции. «Я с большой настороженностью на это смотрю. Эти предложения должны быть очень подробно проанализированы», – заявил в конце пошлой недели в Сиднее на полях встречи с министрами торговли стран G20 глава МЭР Алексей Улюкаев.
Наконец, есть своя позиция и у Следственного комитета (СК). Ее вчера обозначил в интервью «Ленте.ру» официальный представитель СК Владимир Маркин: «Разумеется, финансовым властям нужно думать о наполнении бюджета для выполнения социальных гарантий и гарантий безопасности общества. Однако наилучшим путем является не вынужденное повышение налоговых ставок при отсутствии должного порядка, а именно рост собираемости за счет упорядочивания».
Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что население может помочь бизнесу с налоговой нагрузкой. Фото Евгения Зуева (НГ-фото) |
Как следует из объяснений Маркина, именно активная работа СК по возбуждению уголовных дел за уклонение от уплаты налогов поможет повысить собираемость налогов. Напомним, президент Владимир Путин поддержал идею наделить Следственный комитет правом инициировать уголовные дела по налоговым преступлениям без заявки от налоговых органов.
Однако, как замечают опрошенные эксперты, все споры властей сейчас касаются лишь нюансов: какой именно налог как и когда повышать. Однако в главном, похоже, достигнут консенсус – налоги надо повысить. И именно это вызывает у экспертов наибольшее опасение.
«Государственная налоговая политика должна быть направлена на улучшение инвестиционного климата, рост потока инвестиций в российскую экономику, чего невозможно достичь без стабильной налоговой системы, понятных для бизнеса правил игры. Сложно строить долгосрочные планы в условиях постоянно меняющихся налоговых норм», – объясняет руководитель управления налогового и правового консалтинга компании «ФинЭкспертиза» Нина Козлова.
Эксперт опасается, что повышение ставок, увеличение налоговой нагрузки может привести к закрытию многих видов бизнеса, массовому уходу его в тень. «Полагаю, в настоящее время гораздо актуальней было бы принятие мер по повышению эффективности расходования средств налогоплательщиков», – говорит Козлова.
«Общая линия такова, что, видимо, нам не обойтись без повышения налогов. К сожалению, повышение налогового бремени уже становится тотальным. У нас и так ранее повышались акцизы, обсуждался налоговый маневр в нефтянке, повышались социальные платежи для работников тяжелых и вредных производств. Тяжелые и вредные производства – это треть российской промышленности. То есть налоговая нагрузка уже росла. И она будет расти и дальше», – поясняет «НГ» директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
По мнению эксперта, критика налоговых инициатив Минфина Алексеем Улюкаевым может показаться неубедительной тем, кто принимает во власти окончательные решения. Ведь к главе Минэкономразвития возникает встречный вопрос: почему до сих пор не был обеспечен уверенный экономический рост и за счет чего финансировать социальные обязательства, если экономический рост затухает? Именно поэтому позиция Минфина, который предлагает конкретные способы пополнения казны, оказывается более весомой.
В условиях санкций, когда занимать на внешнем рынке все сложнее, а внутренние заимствования только еще больше обескровят экономику, вопрос об источниках финансирования становится еще острее. Проблема усугубляется появлением так называемых выпадающих доходов, которые уже учтены в бюджете, но которых в итоге страна не получит – опять-таки из-за ухудшения внешней конъюнктуры.
Ранее в своем блоге на «Эхе Москвы» Игорь Николаев уже описал, чем, например, опасны проблемы с переносом приватизации «Роснефти».
В конце прошлой недели Улюкаев не исключил, что из-за санкций придется отложить запланированную на 2015 год приватизацию 19,5% акций «Роснефти». Однако в сверстанном на эту трехлетку бюджете уже были учтены доходы от предстоящей приватизации в размере 423 млрд руб. Получается, в казне теперь могут недосчитаться этой суммы. Для сравнения Николаев приводит годовой объем бюджетного финансирования здравоохранения на 2015 год – около 400 млрд руб. «Ну, и где возьмут выпадающие доходы?» – задается вопросом эксперт.
Самым простым и убедительным решением, с точки зрения власти, оказалось повышение налогов. Если бизнес убедит правительство в том, что для него такая мера будет почти смертельной, тогда следующим простым и убедительным решением станет повышение налогового бремени на обычное население страны.