В правительстве ищут способы пополнить бюджет. Фото Льва Исраеляна
Процесс подготовки бюджета-2015 до сих пор прерывается из-за разногласий министерств по ключевым вопросам. Накануне заседания правительственной комиссии по бюджетным пректировкам Минфин предложил изыскать 200 млрд руб. за счет введения трехпроцентного налога с продаж. Против этой идеи тут же возразило Минэкономразвития. А независимые эксперты предлагают затыкать бюджетные дыры за счет повышения ставки налога на добавленную стоимость (НДС).
В среду должна была заседать правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на 2015–2017 годы. Однако на момент сдачи номера оставалось неясным – состоится ли она вообще. Накануне свое видение будущего бюджета представил Минфин. Однако этот проект устраивает далеко не всех.
Финансовое ведомство предлагает в следующем году сократить запланированный ранее дефицит бюджета более чем вполовину – с 1% до 0,4% ВВП. Это, как считают в ведомстве, возможно благодаря будущему увеличению нефтегазовых доходов, а также за счет сокращения предполагаемых расходов на 2%. План по доходам предложено повысить с 14,6 трлн до 14,9 трлн руб. за счет увеличения нефтегазовых доходов на 702 млрд руб. Оценка ненефтегазовых доходов снижена до 7,4 трлн руб. с 7,7 трлн.
Отметим, что при исполнении бюджета 2014 года расходы почти не меняются, а за счет роста доходов запланированный дефицит в 0,5% ВВП превратился в профицит на уровне 0,4% ВВП. По мнению чиновников Минфина, основной причиной этого стало увеличение нефтегазовых доходов почти на триллион рублей благодаря росту курса доллара и высоким ценам на нефть и газ. При этом ненефтегазовый дефицит увеличивался с утвержденных 9,4 до 10,1% ВВП, что вызывало беспокойство аудиторов Счетной палаты, указавших на продолжающийся рост зависимости российского бюджета от нефтегазовых доходов.
Доходную часть будущего бюджета Минфин планирует пополнить также за счет приватизации «Роснефти». Еще одним источником средств, по мнению ведомства, может стать увеличение налоговой нагрузки на экономику. Речь идет об индексации акцизных ставок на сигареты дорогого ценового сегмента, отмене возмещения НДС при осуществлении государственных инвестиций, повышении ставки налога на дивиденды, а также взимании акцизов на газ, экспортируемый в Турцию по «Голубому потоку».
Это, как считают в Минфине, будет приносить бюджету около 40 млрд руб. ежегодно. Кроме того, в ведомстве предлагают разрешить регионам вводить налог с продаж в 3%, что принесет регионам дополнительные 200 млрд руб., уточнил глава Минфина Антон Силуанов.
Предложение Минфина о повышении фискальной нагрузки вызывало споры между ведомствами. В этом году эта тема уже неоднократно поднималась и обсуждалась на различных уровнях, в том числе на совещаниях у премьер-министра. После одного из таких совещаний первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о принятом решении – «налоговая нагрузка не будет повышаться до окончания политического цикла».
По мнению сотрудников Института Гайдара, сейчас рост налоговой нагрузки противоречит целям повышения темпов экономического роста. После перегрева и последующего кризиса 2008–2009 годов экономика находится в новой, более низкой фазе цикла. «Прогнозируемые Минэкономразвития положительные темпы экономического роста в текущем году (1,1%) будут достигнуты за счет положительной внешнеторговой составляющей. Как справедливо отмечает Минфин, с учетом роста мировых цен на нефть и экспортных цен на газ условия торговли сейчас действительно благоприятны с точки зрения роста доходной части бюджета», – считает Мария Казакова, заместитель завлабораторией бюджетной устойчивости Института Гайдара.
Вместе с тем эксперт отмечает, что упор на сырьевой экспорт вопреки переориентации экономики на производство не будет способствовать устойчивым темпам роста экономики в будущем. «Сейчас повышение налоговой нагрузки дестимулирует производство. В условиях стагнации поддержка бюджета столь болезненной ценой вызывает вопросы», – считает она.
Ее коллега, старший научный сотрудник Светлана Шаталова, считает нецелесообразным введение налога с продаж и отмечает, что в этом случае увеличится разрыв в уровне финансовой обеспеченности регионов. Шаталова предлагает увеличить не налог с продаж, а налог на добавочную стоимость. «НДС по большинству параметров является более приемлемым налогом, чем НСП. Он не только нейтрален к международной торговле, предпринимательским интересам, позволяет более эффективно осуществлять налогообложение услуг и т.п., но и обладает большей устойчивостью к злоупотреблениям при его уплате», – отмечает Шаталова.
Эксперт объясняет, что в мировой практике НДС значительно преобладает над НСП и наблюдается тенденция к отказу от НСП в пользу НДС. Как правило, по мере усиления позиций страны в международной торговле и улучшения институционального климата, включая качество налогового администрирования, происходит отказ от использования НСП в пользу более современного НДС. Таким образом, по ее мнению, вопрос пополнения региональных бюджетов намного эффективнее было бы решить путем повышения ставки НДС и перераспределения части поступлений НДС в пользу субъектов РФ.