0
15791
Газета Экономика Интернет-версия

20.06.2014 00:01:00

В России собираются закрыть до 40% вузов

Тэги: высшее образование, реформа, вузы, неэффективный вуз


высшее образование, реформа, вузы, неэффективный вуз Финансирование небольших провинциальных вузов после закрытия может перейти к более крупным. Фото Владимира Захарина

Власти готовят беспрецедентную реформу высшего образования с ликвидацией около 400 российских вузов из тысячи действующих на сегодняшний день. 

Госдума собирается принять закон о закрытии  неэффективных вузов. Об этом в четверг рассказал глава комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов. «Надеюсь, что мы примем в этой сессии законопроект о повышении эффективности мер по контролю в сфере образования. Это поспособствует закрытию тех 400 вузов, которые не осуществляют образовательную деятельность, а, по сути, торгуют дипломами», – цитирует Никонова Интерфакс.

Минобрнауки РФ с 2012 года проводит мониторинг эффективности вузов. Основными критериями здесь являются образовательная, научно-исследовательская, финансово-экономическая и международная деятельность, площадь инфраструктуры вуза и процент трудоустроенных выпускников. По итогам прошлого года было выявлено 135 неэффективных учебных заведений, в том числе 127 частных. Еще около 30 вузов попало в разряд требующих оптимизации (см. «НГ» от 14.02.14). Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов утвердил приказ о проведении мониторинга и в этом году.

Почему жертвами нового закона могут стать уже 400 вузов, Никонов не пояснил. Между тем, по данным Росстата, в России всего на 2013/14 учебный год насчитывается 969 высших учебных заведений, включая частные. В них обучается более 5,5 млн студентов. «Вероятно, имеются в виду и вузы и их филиалы. Без этого предположения ориентир в 400 вузов выглядит неадекватным. Филиальная сеть сегодня действительно раздута. Есть вузы, у которых и по 40, и по 60 филиалов, которые действительно, мягко говоря, приторговывают дипломами головного вуза», – полагает директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина. В то же время, отмечает эксперт, у нас мало-помалу налаживается механизм борьбы с неэффективными вузами, и не очень понятно, зачем нужен новый закон. «Мониторинг выделяет группы проблемных вузов и филиалов. Затем Рособрнадзор выдает каждому вузу предписания. Если они выполняются, Рособрнадзор снимает претензии. Если не выполняются – дает второе предписание. Только после второго невыполненного предписания лицензию у вуза отнимают», – объяснила эксперт. По ее словам, все процедуры отзыва лицензии уже прописаны и урегулированы. Первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин предупреждает – мониторинг эффективности вузов не отражает качества образования в них. «Критерии, которые используются в мониторинге, имеют мало отношения и к образованию, и к эффективности. Например, средний балл поступающих в вузы во многом определяется тем, насколько честно в регионе подводятся результаты ЕГЭ. Чем больше фальсификаций, тем эффективнее в этом регионе получаются вузы. Какое отношение к эффективности имеет площадь заведения или наука, достижения которой измеряются в рублях? При таком мониторинге эффективности могут быть закрыты совсем не те вузы, которые надо закрывать», – уверен Смолин.

Эксперт не исключает, что закрытие так называемых неэффективных вузов может быть выгодно другим, более крупным заведениям. Ведь в них от таких изменений увеличится число студентов – а значит, и финансирование. «Не секрет, что многие действия министерства были поддержаны официально Ассоциацией ведущих вузов России. Очень может быть, что присутствует некоторый интерес часть вузов закрыть и еще больше денег перераспределить в так называемые ведущие, – полагает Смолин. – Сейчас у нас выстроена пирамидальная система – наверху два вуза, МГУ и СПбГУ, потом группа федеральных университетов, потом группа национальных исследовательских университетов, а потом все остальные. И финансирование ведется в зависимости от того, на каком уровне ты находишься». 

Старший научный сотрудник Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Логинов указывает на важную социальную функцию, которое выполняет массовое высшее образование – пусть и не всегда качественное.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
800
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
760
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
652
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
721

Другие новости