Пока российские вина почти не известны потребителям. Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Переход Крыма под юрисдикцию России грозит закрытием всей винодельческой отрасли полуострова. Действующие винные акцизы в России – в десятки раз выше украинских. А знаменитые крымские вина по российским законам должны быть отнесены к так называемым винным напиткам. Или попросту – к бормотухе. Чтобы не разорять крымское хозяйство, российские чиновники, вероятно, снизят винные акцизы. Такой перспективе обрадовались и виноделы Краснодарского края: ведь украинский кризис помог им добиться того, что они многие годы не могли сделать самостоятельно.
Вчера в Госдуме в первом чтении рассмотрели законопроект, призванный поддержать отечественную винодельческую отрасль. Напомним, в конце мая премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании в Краснодарском крае, посвященном развитию виноградарства и виноделия в России, объявил амбициозные задачи – сделать Россию винодельческой державой и к 2020 году увеличить площади виноградников с 90 тыс. га до 140 тыс. га. «Правительство настроено на поддержку виноградарства», – подчеркнул тогда преьмер.
Результатом совещания и стал законопроект. Если он будет принят окончательно, то все вопросы, связанные с производством, попадут в ведение Минсельхоза и будут отданы на откуп саморегулируемым организациям. А Росалкогольрегулирование, которое ранее полностью контролировало отрасль, будет заниматься лишь оборотом продукции. Инициаторы закона также предлагают перейти на международную классификацию вин по географическому происхождению. «У нас будет просто столовое вино, вино с защищенным географическим указанием и вино с контролируемым наименованием места происхождения, – пояснил президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. – Вино с защищенным географическим указанием будет означать, что оно произведено в определенном регионе, например в Краснодаре. А контролируемое наименование места происхождения уже будет привязано к конкретному полю, на котором выращен конкретный виноград, – к примеру Абрау-Дюрсо».
Для вин с защищенным географическим указанием предложено ввести нулевой акциз. «Это даст экономический стимул для развития виноградарства и виноделия в России», – полагает бизнес-омбудсмен Борис Титов. Он также сообщил, что для маркировки вин с защищенным географическим указанием предусмотрены отдельные спецмарки, которые будут заказываться под заявленные мощности.
В то же время для производителей так называемых винных напитков акцизы, по мнению Титова, должны будут вырасти, чтобы компенсировать потери бюджета. Между тем крымские крепленые вина не попадают в льготную категорию. Например, продукция завода «Массандра», согласно российскому законодательству, считается винными напитками. «Акцизный сбор на продукцию «Массандры» будет примерно в 50 раз выше, чем мы платили в Украине», – жаловался Интерфаксу гендиректор «Массандры» Николай Бойко. «Пока ситуация складывается так, словно нас никто не ждет, и в родной стране условия для «Массандры» хуже, чем были раньше. Это для нас трагедия», – говорит Бойко.
Но законотворцы спешат успокоить крымчан – они уже подготовили поправки ко второму чтению законопроекта, согласно которым крепленые вина получат название «специальных вин», и эта категория также будет отделена от винных напитков и, предположительно, избавлена от акцизов.
«Возможно, мы будем говорить о введении нулевой ставки для всех виноделов, ведь здесь разговор о выпадающих доходах бюджета не очень уместен: во-первых, не такие большие деньги, а во-вторых, в долгосрочной перспективе увеличение доходности все равно наступит», – пообещал автор законопроекта, депутат Виктор Звагельский. Тем не менее окончательное решение вопроса об акцизах принимает Министерство финансов, подчеркнул он.
Инициаторы законопроекта также отмечают проблему маркетинга – сегодня любая реклама вина запрещена, а потребители попросту не знают российской продукции. «Обязать рестораны квотировать количество импортного и локального вина очень сложно. Присутствие в винных картах отечественных производителей – это в большей степени меценатская деятельность тех или иных рестораторов, потому что потребители не знают названия наших вин», – говорит Звагельский, подчеркивая необходимость изменений и в законе о рекламе.
Вместе с тем на самих российских потребителях новый закон никак не отразится, рассказала «НГ» помощница Звагельского Татьяна Полякова. «Главная цель законопроекта – создать льготные условия для развития малого и среднего виноделия. А изменения в ценах не будет. В идеале для потребителя увеличится выбор, вина смогут конкурировать с иностранной продукцией, а предприниматели будут уверены в развитии бизнеса», – рассказала она.
«Основная цель закона – сделать производство вина из собственных виноградников более выгодным, чем из привозного материала, – объясняет гендиректор компании «Легенда Крыма» Михаил Штырлин. – Сейчас законодательство не позволяет винам, произведенным на собственных виноградниках, конкурировать с теми винами, которые просто разливаются в России из привезенного импортного виноматериала. И именно это сдерживает развитие отечественного виноделия. Сейчас в России в принципе невозможно продать вино за 1 тыс. руб. и выше. А для того чтобы Россия стала винодельческой страной, нам надо иметь разное вино, не только дешевое и ординарное, но и хорошее, и отличное».