Глава «Газпрома» Алексей Миллер раздумывает о судьбе затраченных на «Южный поток» денег. Фото РИА Новости
Проект газопровода «Южный поток» (ЮП) оказался в центре сложных российско-евро-украинских отношений. Сначала Болгария, а затем и Сербия под давлением Еврокомиссии (ЕК) заявили о приостановке строительства до урегулирования разногласий с Брюсселем. Остановка проекта оказалась неприятным сюрпризом для «Газпрома» и Кремля. Позже сербские власти выступили с противоречивыми заявлениями, что новых решений по ЮП не было. А российский посол при ЕС назвал вчера замораживание ЮП переходом к экономическим санкциям против России.
В Кремле пока считают преждевременным комментировать заявление властей Болгарии о приостановке работы по проекту ЮП, заявил РИА Новости пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Надо прояснять. Пока рано что-либо говорить», – сказал он. Ранее официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил, что пока не может прокомментировать решение Болгарии.
Комментарии вчера нашлись у постоянного представителя России при ЕС Владимира Чижова. Действия ЕС против реализации проекта «Южный поток» можно рассматривать как «ползучий переход к экономическим санкциям против России», – сказал Чижов. «Трудно отделаться от ощущения, что блокирование Еврокомиссией начала работ по строительству ключевого болгарского участка «Южного потока» предпринято в чисто политических целях», – подчеркнул он.
Посол обратил внимание, что правительство Болгарии согласилось 8 июня на приостановку работ по «Южному потоку» после переговоров с группой американских сенаторов – в частности, с сенатором Джоном Маккейном, известным своим отношением к России. «Последовавшие за этим решением заявления посла США в Софии свидетельствуют, что те, кто обвиняет РФ в использовании энергии как средства давления, должны сначала посмотреть в зеркало», – отметил Чижов.
Болгария приостанавливает строительство газопровода «Южный поток», предоставив России и Еврокомиссии договариваться о проекте между собой. Об этом в воскресенье заявил премьер-министр страны Пламен Орешарски. «Поступил запрос со стороны Еврокомиссии, после чего мы приостановили текущую работу. После дополнительных консультаций с Брюсселем будет определен ход дальнейшей работы», – заявил Орешарски после встречи с американскими сенаторами.
Вместе с тем болгарские власти не отказываются от этого проекта окончательно. «Если посмотреть на ситуацию со стратегической точки зрения и без эмоций, то проект «Южного потока» необратим и важен как для Болгарии, так и для всей Европы», – заявил министр энергетики страны Драгомир Стойнев, выразив надежду, что по всем спорным вопросам стороны найдут решение. (Об обострении конфликта вокруг «Южного потока» «НГ» писала еще 06.12.13.)
ЕК объявила о намерении остановить строительство ЮП еще 2 июня. Представитель Еврокомиссии Сабина Бергер объяснила это двумя причинами. Первая – это уже не раз звучавшие требования ЕК согласовать проект с нормами Третьего энергопакета, а вторая – нарушение Болгарией «европейских правил проведения тендеров на строительство инфраструктурных проектов» и предоставление «привилегированных возможностей российским и болгарским компаниям».
Как сообщает Reuters, посол США в Болгарии Марси Райс выразила озабоченность тем, что страна выбрала для строительства газопровода российскую компанию «Стройтрансгаз», контролируемую структурами Геннадия Тимченко, против которого были введены американские санкции.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер, в свою очередь, отмечал, что Еврокомиссия не может запретить строить газопровод – ограничения по европейскому законодательству относятся к эксплуатации, а значит, работа над «Южным потоком» будет продолжаться.
Тем не менее 4 июня другой представитель Еврокомиссии Антуан Коломбани подтвердил требование к властям Болгарии приостановить строительство «Южного потока» на время выяснения отношений между Россией и Евросоюзом (ЕС), пригрозив возможными санкциями в случае невыполнения этой просьбы.
Без болгарского участка трубы строительство
«Южного потока» выглядит нецелесообразным. Фото с сайта компании «Газпром» |
На заявление болгарского премьера об отсрочке строительства вскоре откликнулась Сербия – из-за этого решения и она будет вынуждена отложить работу по ЮП. «Болгария является узлом, и, пока не окончатся переговоры Болгарии с Евросоюзом и Евросоюза с Россией, и мы стоим», – цитировал Интерфакс слова министра строительства, транспорта и инфраструктуры Сербии Зораны Михайлович.
Позже со стороны сербского правительства последовали более дипломатичные заявления. «Никаких изменений в реализации проекта «Южного потока» в Сербии не было, – сообщил премьер-министр страны Александар Вучич. – Такие решения принимает правительство, а правительство не заседало. У нас все идет, как и было запланировано». Однако, как будет строиться газопровод в Сербии без недостающего болгарского звена, остается загадкой.
Отметим, что ранее на переговорах еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер называл второстепенными вопросы, касающиеся газопроводов «Южный поток» и «Северный поток». Сначала, отмечал Эттингер, нужно решить вопросы в отношении безопасного транзита газа через Украину.
Между тем вчера также стало известно о планах украинского правительства разделить «Нафтогаз» на пять компаний и создать на этой базе минимум два совместных предприятия с ЕС и США. Очевидно, именно этим объясняется стремление Еврокомиссии решить вопросы украинского транзита и придержать разрешение ситуации с «Южным потоком». Этот проект должен диверсифицировать российские поставки и снизить зависимость от украинской газотранспортной системы.
«Гюнтер Эттингер прямо заявляет, что «Газпром» должен разрешить сначала ситуацию с Украиной, а потом ему, может быть, разрешат строить «Южный поток». Но как урегулировать ситуацию с Украиной, если у нее нет денег, – не очень понятно. И откуда они появятся – тоже неизвестно. При этом, если возникнут проблемы с украинским транзитом, пострадают в основном именно жители Южной Европы, для которых и строится «Южный поток». Еврокомиссия явно хочет серьезных уступок от «Газпрома», но каких именно – понять нельзя, пока ничего конкретного не озвучено», – рассуждает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
«Газпром» привык к монопольному положению и именно такого к себе отношения требует от Еврокомиссии. Он настаивает на изменении законодательства Евросоюза, – говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Но и если «Газпром» построит этот проект с учетом всех правил ЕС, эта труба для него потеряет смысл».
Претензии к выбору подрядчика для строительства болгарского участка стали именно поводом, а не главной причиной запрета на строительство, полагает Крутихин. «Подрядчика выбирали без какой-либо прозрачности и без настоящего конкурса, что возмутило европейских регуляторов, которые к таким фокусам не привыкли», – объясняет эксперт. Крутихин не видит особых перспектив для компромисса в сложившейся ситуации. «Болгария на протяжении нескольких лет получала предупреждения о том, что в своих соглашениях с Россией и «Газпромом» нарушает европейские нормы. Только когда европейцы начали процедуру введения санкций, Болгария приостановила осуществление проекта», – рассказал эксперт. Поэтому теперь, по мнению Крутихина, страна вынуждена либо согласиться со всеми требованиями, «либо, как шутят наблюдатели, Болгарии придется проводить референдум о выходе из Евросоюза».