У банков появятся новые критерии оценки потенциальных заемщиков. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Информация о злостных неплательщиках за услуги ЖКХ скоро официально будет передана банкам и бюро кредитных историй (БКИ). Такой законопроект был рекомендован к принятию Госдумой во втором чтении. Авторы инициативы полагают, что эта мера поможет банкам дополнительно обезопасить себя от неуплат по кредитам. А эксперты считают, что речь идет о легализации уже существующих негласных списков ненадежных заемщиков.
Информация о злостных неплательщиках в сфере ЖКХ может попасть в распоряжение бюро кредитных историй. Такие поправки в законопроект, призванный повысить качество услуг кредитования, принял в пятницу думский комитет по финансовому рынку. Законопроект может быть принят Госдумой во втором чтении.
Предполагается, что в БКИ будет поступать информация о заемщиках, имеющих длительные задолженности по платежам в сфере ЖКХ и за услуги связи.
Данные о таких неплательщиках будут предоставлять организации, имеющие вступившее в силу и неисполненное в течение 10 дней решение суда о взыскании с должника денег за оплату жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи.
Информация будет передаваться в БКИ в том случае, если организация вступит в правоотношения с бюро кредитных историй. «А если она не вступает в правоотношения, естественно, она не будет поставщиком такой информации», – цитирует агентство «Прайм» председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Наталью Бурыкину.
Комитетом была поддержана и еще одна поправка – она предусматривает передачу в БКИ информации о гарантиях, выданных банками. «Поступает много жалоб, что гарантии получили под кредит, а потом выясняется, что они не надлежащим лицом подписаны, банк их не выдавал, они левые какие-то. Поэтому мы хотели бы для надежности, чтобы сведения о гарантиях тоже поступали в бюро кредитных историй», – объяснила Бурыкина.
В свою очередь, премьер Дмитрий Медведев призвал ужесточить наказание для граждан, не оплачивающих коммунальные услуги. Выступая на всероссийском форуме «ЖКХ – новое качество» в Челябинске, премьер заявил, что «нужно наказывать неаккуратных плательщиков», поскольку «безответственное отношение к своим обязанностям потребителя дорого обходится их добросовестным соседям». Испорченная кредитная история и недоступность кредитов вполне могут стать таким наказанием.
Ведущий юрист адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Андрей Кузьмин полагает, что нелегальные базы данных о неплательщиках уже существуют, и в банковском сообществе есть потребность в их легализации. «Официальной централизованной базы нет, но так как от этого во многом зависит банковский бизнес, то работа по систематизации такой информации уже ведется. Если бы этого не было, не возникало бы и желания делать информацию доступной. Наверняка какая-то система уже наработана, и нужна только законодательная база для ее легализации», – рассуждает эксперт. Для банков, выдающих потребительские кредиты, информация о долгах в сфере ЖКХ может иметь большое значение, полагает Кузьмин. Им также могут быть интересны какие-то частные долги, например между физическими лицами.
«Что касается информации о долгах и кредитах родственников заемщика, правового основания для ее получения у банков нет. Но родственники могут попадать в базу без связи с конкретным лицом, и их данные могут быть сопоставлены с информацией о заемщике», – отмечает Кузьмин.
«Желательно, чтобы к данным имели доступ все заинтересованные лица и при отправке запроса можно было получить ответ хотя бы о текущих долгах заемщика, – говорит эксперт. – Однако такой механизм должен защищать права не только банков, но и граждан. Для них также должна быть предусмотрена возможность доступа к этой базе и исключения оттуда недостоверных сведений с предъявлением требований к тому, кто их туда поместил».
Сейчас банки используют дополнительную информацию только при выдаче индивидуальных, крупных кредитов физическим лицам, отмечает директор департамента банковского аудита ФБК Алексей Терехов. При этом информация о долгах в сфере ЖКХ была бы наиболее актуальна для кредитов массовых. «Те, кто выдает массовые кредиты на потребительские нужды, используют систематизированную, доступную и наименее затратную информацию о заемщике – сведения о его предыдущих отношениях с кредитной организацией, справки о доходах, паспортные данные. Информация по коммунальным платежам пока не систематизирована и может передаваться только с согласия получателя коммунальных услуг, поэтому сейчас она в массовых продуктах кредитования не используется, – рассказал Терехов. – А вот там, где существует индивидуальный подход и большие кредитные риски, банки стараются использовать любую информацию, в том числе и о неплатежах за услуги связи, например». Однако, полагает эксперт, в этом случае затраты банков не всегда стоят результата – вряд ли данные о долгах за телефон имеют большое значение, если человек берет огромную сумму для покупки квартиры. Так что, по мнению Терехова, если данные о коммунальных неплательщиках будут систематизированы и попадут в БКИ, эта информация будет востребована при выдаче массовых кредитов.