В Китае Владимир Путин заручился поддержкой Си Цзиньпина и Хасана Рухани. Фото Reuters
Интрига с газовым контрактом между РФ и КНР вчера разрешилась. «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали контракт на поставку российского газа в Китай по восточному маршруту. Общая цена составит 400 млрд долл. на 30 лет. На церемонии присутствовали президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер сказал журналистам: «Это крупнейший контракт для «Газпрома». Такого контракта нет ни с одной компанией. Все принципиальные вопросы решены». Контракт подписан на взаимовыгодных условиях и включает такие основные параметры, как формула цены с привязкой к нефтяной корзине и условие «бери или плати».
Конференция в Шанхае также позволила Путину провести ряд встреч с азиатскими лидерами. Состоялась беседа с президентом Ирана Хасаном Рухани, во время которой, как полагают, обсуждалось сотрудничество в атомной энергетике и поставке оружия. Накануне встречи пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил Интерфаксу, что «будут обсуждаться все вопросы двусторонних отношений». Он не исключил, что стороны затронут и темы сотрудничества в атомной энергетике, и вопросы военно-технического сотрудничества. Путин и Рухани познакомились в сентябре 2013 года на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке. Тогда обсуждались ситуация в Сирии, иранская ядерная программа, сотрудничество в области мирного атома и урегулирование иска Тегерана к Рособоронэкспорту. Речь шла о прежнем контракте с РФ на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300. До последнего времени оставалось неясным, будет ли Тегеран продолжать эту тяжбу.
Что касается атомной энергетики, то генеральный директор группы компаний «Атомпромресурсы» Андрей Черкасенко в беседе с «НГ» отметил: первый блок АЭС в Бушере, построенный по российским технологиям, «работает на 100% своей мощности. В сентябре он был передан на гарантийное обслуживание иранской стороне. Российские специалисты в этом ей помогают». Как следует из заявлений руководства атомной отраслью Ирана, предполагается подписать с Россией меморандум о сооружении четырех новых блоков на площадке Бушера.
«Иран – член Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Он говорит, что все его цели в атомной энергетике мирные, они соответствуют требованиям МАГАТЭ. В связи с тем, что сейчас наметился прогресс в переговорах Тегерана с «шестеркой», перед Россией, а также Китаем открываются большие перспективы в области сотрудничества по атомной энергии с Ираном. Ведь он говорил о возможности сооружения до 40 новых энергоблоков», – заключил эксперт.
Ни Путин, ни Рухани не раскрыли полностью содержания беседы. Глава Российского государства указал, что Москва и Тегеран смогут продолжить сотрудничество, «несмотря ни на какие турбулентности в международных отношениях и вокруг Ирана». Он добавил, что оба государства несут ответственность за обстановку в Каспийском регионе. Рухани назвал встречу с Путиным плодотворной.
Контакты с азиатскими лидерами призваны компенсировать для России возможную потерю рынков в Европе из-за кризиса в Украине. Пекин же сохранил полную свободу политического маневра. Для него прошедшая в Шанхае конференция – Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии – открыла возможность создать новую структуру безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в противовес США.
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии было созвано впервые в 1992 году по инициативе Казахстана. Конечно, эта организация не относится к числу широко известных. Однако Шанхай собрал лидеров ряда крупных государств, в том числе Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Пакистана, Ирана, Монголии, Таджикистана, Узбекистана, Шри-Ланки, Камбоджи. Присутствовал генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Турцию представлял глава МИДа.
В обращении к гостям Си Цзиньпин подчеркнул, что для разрешения спорных проблем применение силы и вооруженное вмешательство неприемлемы. Не упоминая территориальных конфликтов между Китаем, Японией, Филиппинами, Вьетнамом и рядом других азиатских государств, председатель КНР призвал к созданию новой азиатской структуры безопасности. Как отметило агентство АР, она предполагает участие таких «противников США», как Россия и Иран, но исключает саму Америку. Новая структура должна сформировать механизм консультаций по обороне и центр реагирования на угрозы безопасности. По мнению американских комментаторов, предложение Си Цзиньпина можно расценить как прямой ответ на решение Вашингтона передислоцировать основную часть своих ВМС в АТР.