Премьер Дмитрий Медведев готов выполнять социальные обязательства и майские указы президента в условиях рецессии. Фото РИА Новости
Правительство обещает выполнить социальные обязательства перед населением, включая исполнение майских указов, а также модернизировать образование, здравоохранение и инфраструктуру страны. Правда, из каких источников министры собираются добывать деньги, пока неясно. Никаких предпосылок для увеличения бюджетных доходов за счет экономического роста сегодня не видно. К тому же Россия лишилась возможности внешних займов на более-менее приемлемых условиях. При этом из регионов идут тревожные сигналы о том, что даже при нынешнем – относительно благополучном – положении социальные обязательства исполняются вкривь и вкось. Эксперты предполагают, что власти будут вынуждены латать бюджетные дыры за счет девальвации рубля, повышения налогов, а также средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Экономический рост более чем на 0,5% в 2014 году – это оптимистичный вариант прогноза для России, заметил на вчерашнем правительственном заседании премьер Дмитрий Медведев. Другими словами, такого роста вполне может и не быть. «Учитывая текущие сложности по итогам года, мы ожидаем рост экономики по базовому варианту где-нибудь в районе полупроцента. Но есть и более оптимистичные прогнозы, хотя они именно оптимистичные. В последующем рассчитываем на определенное увеличение темпов роста ВВП – до 2–3%, но это тоже будет зависеть от целого ряда факторов», – пояснил премьер.
Одновременно с этим Медведев сообщил, что правительство при формировании бюджета будет опираться на такой прогноз, который не только учтет макроэкономическую ситуацию, но и обеспечит безусловное выполнение социальных обязательств, модернизацию образования, здравоохранения, сферы ЖКХ и реализацию майских указов президента «даже в весьма непростых условиях».
Сегодня подобные обещания выглядят странно. Ведь еще недавно правительственные чиновники признавали, что для выполнения майских указов президента стране нужен уверенный экономический рост на уровне 4–5%, а то и выше. Замминистра экономического развития Андрей Клепач в конце прошлого года подсчитал, что для выполнения лишь социальной части указов, то есть увеличения зарплат бюджетников, рост должен достигать 4% в год. Если к этому добавить и другие параметры, тогда нужны 7% в год. Советник президента Сергей Глазьев ставил планку еще выше – рост на уровне 8% в год. Наконец, о необходимости хотя бы пятипроцентного роста ВВП говорил и сам премьер Дмитрий Медведев.
Показатели роста ВВП – это не абстракция. От того, каким именно будет экономический рост, зависит наполняемость бюджета, а значит, и возможности государства находить дополнительные средства на образование, здравоохранение, инфраструктуру. Одно дело – когда денег будет хватать лишь на предоставление того государственного минимума, от которого власти при всем своем желании не смогут отказаться, потому что иначе не избежать социального недовольства. Другое дело – если в бюджете будут дополнительные средства на развитие социальной сферы, внедрение современных технологий, переустройство больниц и школ, обновление инфраструктуры.
Экономический рост около нуля не дает надежд на появление таких дополнительных средств. Наоборот, власти скорее всего начнут экономить и снижать социальное бремя бюджета. Минэкономразвития ожидает, что в 2014 году российский бюджет будет сверстан с небольшим профицитом – 0,5% ВВП, в 2015–2016 годах уже ожидается дефицит бюджета на уровне 0,4–1% ВВП в зависимости от варианта прогноза, а в 2017-м дефицит увеличится до 0,8–1,8% ВВП.
Социальные обязательства государства перед
пациентами соседних областей РФ могут отличаться в несколько раз. Фото PhotoXPress.ru |
К этому стоит добавить вынужденный отказ Минфина в 2014 году от внешних заимствований, которые раньше помогали властям сбалансировать бюджет. Россия ежегодно занимала около 7 млрд долл., в пересчете на сегодняшний курс – более 240 млрд руб. в год. Временный отказ от займов глава Минфина Антон Силуанов объяснил неблагоприятной конъюнктурой. Угроза санкций, снижение кредитных рейтингов страны и российских компаний приведут к удорожанию внешних займов. «Мы не будем задорого выходить на заимствования как на внешнем, так и на внутреннем рынке», – пояснил Силуанов.
И уже сейчас из регионов поступают сигналы о том, что в местных бюджетах денег нет даже на финансирование социальных обязательств, а значит, вряд ли там появятся средства для качественного скачка социальной сферы в будущем.
Например, директор фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов вчера сообщил журналистам, что тарифы на оказание медицинской помощи в рамках территориальных программ госгарантий различаются в зависимости от регионов в разы. Причем различия наблюдаются даже между регионами со сходными социально-экономическими условиями. Гаврилов привел несколько примеров. Стоимость лечения сахарного диабета в Липецкой области оценивается местными властями в 19 тыс. руб., а в Калужской – в 42 тыс. руб. Стоимость госпитализации при инфаркте в Липецкой области оценивается в 81 тыс. руб., а в Костромской области – в 25,5 тыс. руб. «Получается, что инфарктнику в Костромской области помощь нужна в три раза меньше, чем в Липецкой», – замечает Гаврилов. Непонятно, как такая тарифная политика вообще возможна, ведь, например, наличие у граждан полиса ОМС гарантирует им равный доступ к медицинской помощи.
Несмотря на увеличение поступлений в систему обязательного медицинского страхования (ОМС) в 2013 году, некоторые регионы снизили свои тарифы на лечение одного и того же заболевания. Так, лечение язвы желудка в Брянской области «подешевело» с 53,2 тыс. руб. до 13,3 тыс. руб. «Экономия» – почти 75%. «Видимо, произошел существенный прогресс в методах лечения, позволяющий так сэкономить на пациентах, – говорит Гаврилов. – Тарифная политика непрозрачна. Получается, что финансирование каждого случая лечения болезни не базируется на истинной потребности, а ведется по принципу «латания дыр», по факту наличия средств».
По мнению опрошенных экспертов, в сложившихся условиях главным инструментом пополнения бюджета для правительства станет девальвация рубля. Она даст возможность сыграть на курсовой разнице при расчете международных партнеров за российские поставки энергоресурсов. Другие источники – повышение налоговых сборов и разовые инъекции из ФНБ.
«Первый источник, на который рассчитывает правительство, – бонус от ослабления рубля. Клепач оценивал этот бонус в 800–900 млрд руб. Второй источник – повышение собираемости налогов, в том числе с прибыли, выводимой в офшоры, с имущества граждан и компаний. Конечно, не обойдется без распечатывания «кубышки» в виде суверенных фондов, но, надеюсь, она пойдет на финансирование инфраструктурных проектов как основы будущего экономического роста, а не будет проедена», – комментирует ситуацию аналитик компании «Градиент Альфа» Егор Двинянин.
«Из майских указов президента 2012 года на сегодняшний день правительство выполнило лишь чуть более половины. Темпы явно недостаточные, особенно когда речь идет о комплексных задачах, таких как переселение из аварийного жилья и масштабное строительство. С учетом затрат на построение инфраструктуры новых присоединенных территорий, средств на развитие других проектов может не хватить, – говорит финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Яна Трубникова. – Поэтому весьма вероятны финансовые заимствования из Фонда национального благосостояния, а также повышение налогов».
«Мы сегодня не видим острой необходимости в распечатывании ФНБ. Хотя если груз санкций будет возрастать, вероятность такого варианта действий увеличится многократно», – полагает аналитик управления инвестиционных операций Ланта-Банка Роман Ермаков. И тогда, по его словам, важным фактором станет именно целевое расходование резервных средств.