Внешних признаков сокращения численности чиновников пока незаметно. Фото Льва Исраеляна (НГ-фото)
Дмитрий Медведев взялся за сокращение чиновничьего аппарата – вчера он поручил Министерству финансов подготовить и представить к 1 июля 2014 года предложения по сокращению численности госслужащих на 10%. Эксперты видят опасность столь упрощенного подхода – ведь сокращение штатного расписания министерств не гарантирует уменьшения госрасходов или повышения эффективности гоcуправления.
Поручение премьера по сокращению чиновничества было дано по итогам выступления Дмитрия Медведева с отчетом в Госдуме 22 апреля. «Напомню, некоторое время назад я уже принимал решение о сокращении аппарата на 20%. Оно было выполнено, но, как это обычно бывает, проблема решается более медленными темпами, чем мы планировали. В этой связи предлагаю подумать над сокращением чиновничьего аппарата еще на 10%. Как в регионах, так и на федеральном уровне», – заявлял тогда глава правительства. Он также отметил, что стране необходим современный, компактный и эффективный государственный аппарат, ориентированный на запросы людей.
Первое решение Медведева об уменьшении числа чиновников было принято в 2010 году и касалось только федеральных госслужащих. При этом, по данным Росстата, в 2013 году сотрудников федеральных государственных органов по сравнению с 2010 годом стало меньше лишь на 8,7%.
Стоит также отметить, что укомплектованность штата в федеральных госорганах составляла в 2013 году 82,4%. В регионах органы гражданской службы были укомплектованы на 90,6%, а муниципальные должности замещались на 96%. Так что не исключено, что под новое сокращение в 10% подпадут не столько реальные служащие, сколько вакантные места в государственных органах, а также работающие пенсионеры, с которыми не станут продлевать контракт.
«Любой начальник на госслужбе старается раздуть штатное расписание – тогда в случае сокращения не придется увольнять людей и платить им выходное пособие, – согласен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Поэтому в первую очередь под сокращение зачастую подпадают вакантные позиции, затем – пенсионеры и технические работники, а потом – наиболее склочные сотрудники». Однако, полагает Делягин, если штат чиновников и удастся уменьшить на деле, то ничего хорошего такая практика не принесет. «Те сокращения, которые происходили в прошлые годы, совершенно ничего не изменили, и это неудивительно. Ведь нужно исходить не из численности служащих, а из функционала. Сейчас множество чиновников честно и героически выполняют никому не нужную работу. Для реформирования гоcаппарата необходимо прежде всего разобраться именно с функциями – и тогда станет понятно, где и насколько нужно сокращать штат, а где, наоборот, его увеличивать. Например, Министерство развития Дальнего Востока уже показало свою недееспособность, а его, вместо того чтобы ликвидировать, сокращают на 10%. А вот Минрегион в связи с присоединением Крыма стоило бы расширить, но вместо этого его тоже хотят уменьшить на 10% и навесить на оставшихся сотрудников больше работы», – рассуждает эксперт.
«У нас несколько десятков министерств и ведомств, и ситуация не везде одинакова. В некоторых почти нет вакансий, и вводить для них сокращение – все равно резать по живому, – говорит вице-президент «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, который много лет возглавлял в Кремле экономическое управление. – Например, в отношении Федеральной налоговой службы этого делать просто категорически нельзя. Там люди и так перегружены, и для них сокращение штата на 10% – это катастрофа, и зачем это делать – непонятно». Эксперт отмечает, что чиновников у нас по сравнению с Европой не так уж много и действительно было бы логичнее сначала разобраться с функциями, причем работать индивидуально с каждым конкретным подразделением. А кроме того – предоставить возможность обратной связи тем гражданам и организациям, которые с этими ведомствами взаимодействуют, – тогда и необходимый функционал стал бы понятнее.
Численность государственных и муниципальных чиновников в РФ | ||||||||
| 2000 | 2006 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Общая численность, тыс. чел. * |
1162 |
1141 |
1624 |
1675 |
1648 |
1604 |
1572 |
1548 |
* Работники государственных органов, органов местного самоуправления и избирательных комиссий муниципальных образований РФ. Источник: Росстат РФ |