Премьер Дмитрий Медведев призывает правительство простимулировать граждан к обновлению компетенций. Фото с официального сайта правительства РФ
Российские власти готовят надстройку над существующей системой профессионального образования. В ближайшее время одного только диплома окажется недостаточно. Врачам, учителям, инженерам и рабочим придется обращаться в новую бюрократическую структуру по так называемой оценке квалификации граждан. Вчера премьер Дмитрий Медведев сообщил, что каждое четвертое предприятие в России сталкивается с нехваткой квалифицированных кадров. По его словам, нужно не только заниматься подготовкой кадров, но и налаживать в стране систему независимой оценки квалификации. В Минтруде как раз вызревает соответствующий законопроект. Эксперты предупреждают: оценка квалификации – казалось бы, хорошая идея, но она рискует стать барьером при трудоустройстве и способом вымогательства денег.
На четверти российских предприятий практически во всех отраслях экономики не хватает квалифицированных кадров. Об этом сообщил вчера на правительственном заседании премьер Дмитрий Медведев. Чтобы подготовка кадров соответствовала требованиям модернизации экономики, необходима целостная система, в которой будут участвовать органы исполнительной власти, регионов, работодателей.
«Сейчас работодатели и крупнейшие университеты работают над созданием профессиональных стандартов по основным профессиям, – отметил Медведев. – Реальному сектору необходимо активнее заниматься подготовкой специалистов, разработкой образовательных программ, скажем прямо, вкладывать в это деньги, потому что это их потребность». И, как подчеркнул премьер, одним из ключевых принципов национальной системы квалификаций должна стать независимая оценка: «Она позволит не только объективно оценивать специалистов, но, надеюсь, и стимулировать их к обновлению своих компетенций и постоянному профессиональному росту».
Соответствующий законопроект зреет в Минтруде, где вчера как раз обсуждались основные подходы к созданию в стране системы независимой оценки квалификации кадров. Как предполагается, работники смогут самостоятельно пройти проверку квалификации, если посчитают это нужным, также на проверку могут отправить сотрудников или соискателей работодатели.
В Минтруде вчера пояснили: «В целях обеспечения независимости работодатели, работники которых проходят независимую оценку квалификации, а также образовательные организации, в которых граждане получали профессиональное образование, не вправе проводить указанную оценку».
Оценку будут осуществлять специальные центры сертификации, создаваемые предприятиями или государством. Оплачивать работу независимых оценщиков будут или работодатели, или сами соискатели, или другие заинтересованные структуры.
Ранее Национальное агентство развития квалификации, созданное на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), выяснило, что процедуры оценки квалификации требуются прежде всего представителям рабочих профессий и инженерных специальностей. Эти категории работников чаще всего не соответствуют требованиям работодателей. Куда меньше критики работодателей звучит в адрес служащих, технического персонала и управленцев.
Напомним, изначально правительство планировало улучшить прежде всего само российское образование, внедрить эффективные подходы к обучению кадров, инициировать программы повышения квалификации и переквалификации – для того, чтобы предприятия получили хорошо подготовленных специалистов, способных ускорить модернизацию экономики. Но теперь задумки поменялись: вместо подготовки и переподготовки кадров власти решили заняться их оценкой. Как ожидается, именно такая оценка должна простимулировать работников к «обновлению компетенций». Как и где их обновлять? Вопросы остались без ответа.
Получается, власти сейчас фактически признали недееспособность российского образования и недействительность выданных россиянам дипломов. Ведь работнику и соискателю предлагают подтвердить в экспертном центре уже, казалось бы, подтвержденную в образовательном учреждении квалификацию.
«Как минимум власти негласно признают, что в стране в последние десятилетия не было унифицированного образовательного стандарта. Это не вина высшей школы – она отвечала на актуальный социальный запрос, а запрос в последние 20 лет был, мягко говоря, не структурированным. Проведение аудита имеющихся трудовых ресурсов поможет в том числе и образовательной системе скорректировать свои планы», – отмечает партнер группы «НЭО Центр» Евгения Шалихманова.
При этом хоть и провозглашается принцип добровольности проверки, вовсе не исключено, что подтверждение квалификации станет главным требованием для продолжения работы сотрудника и дополнительным барьером при трудоустройстве соискателя. Нельзя исключать, что прохождение дополнительного звена в виде независимых оценщиков может потребовать от граждан дополнительных – в том числе неформальных – расходов. Возможны относительно безобидные попытки со стороны экспертных центров навязать работнику или соискателю платные обучающие материалы, курсы повышения квалификации. Вероятно и появление нелегальных способов вымогательства – за хорошую «оценку» при проверке квалификации.
«Такая система потенциально коррупционна, – считает Евгения Шалихманова. – Однако застраховаться от роста коррупции в данном случае несложно. Надо, чтобы государство взяло на себя только разработку и распространение методологии оценки специалистов, а саму оценку будут реализовывать сами работодатели – коммерческие предприятия. Так как дефицит сотрудников – это реальная, а не надуманная проблема для бизнеса, то введение системы оценки не станет препятствием для приема на работу».
Система независимой оценки квалификации, безусловно, нужна, говорит управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. Ведь, например, «с помощью нее можно будет легко выяснить, на своих ли местах находятся руководители крупных предприятий, от которых зачастую зависит благополучие целых городов и регионов». Правда, заметим, именно их она может и не коснуться.
«В советское время каждые три–пять лет специалисты от учителей до рабочих специальностей подтверждали свою квалификацию, им присваивались степени, разряды, – напоминает директор Русской школы управления Анастасия Боровская. – Подобных систем, кстати, придерживаются в крупных международных производственных компаниях. А у нас эта система, к сожалению, утеряна, и поэтому вопрос стоит достаточно остро».
Некоторые эксперты при этом опасаются, что система независимой оценки будет перекошена в пользу какого-то одного участника рынка и не учтет интересы системы в целом. «Все инструменты данной оценки должны быть продуманы в интересах государства, образования, работодателя, а не только одного из элементов», – говорит директор по персоналу Группы компаний АКИГ Ольга Водянова. По ее словам, сначала надо провести оценку самих образовательных программ, принять решения по их корректировке и только затем оценивать работников или соискателей – выпускников вузов.
«Оценка квалификации необходима. Но если независимую оценку будут проводить негосударственные лицензированные компании, все будет продаваться и покупаться, – считает начальник управления кадров UFS IC Тамара Берестовенко. – В улучшении и переподготовке кадров заинтересован сам работодатель, и он будет готов вложить дополнительные средства в переподготовку кадров. А создание независимой системы все же, на мой взгляд, предполагает продажу и покупку подтвержденной квалификации». А значит, не исключено, что работодатель может получить «фальшивого» работника.
«Может быть, стоит вернуться к системе стажировок и распределения», – рассуждает эксперт. И тогда не понадобится создавать систему независимой оценки и вводить в заблуждение и работников, и работодателей.