Покупка авиационного билета станет похожей на участие в лотерее. Фото Reuters
Госдума, принявшая на прошлой неделе сразу во втором и третьем чтениях закон о невозвратных авиабилетах, поставила в тупик Общественную палату, в планах которой значилось обсуждение этого документа. В результате назначенный на 14 апреля круглый стол по данной проблеме во многом утратил актуальность. Участники дискуссии, которым было что сказать, оказались поставленными перед свершившимся фактом. Остается констатировать, что позиция отраслевых лоббистов восторжествовала. Скорее всего – во вред интересам миллионов россиян, регулярно совершающих воздушные путешествия.
Вчерашнее заседание круглого стола на тему: «Невозвратный авиабилет: за и против», организованное комиссией Общественной палаты (ОП) по развитию туризма, оказалось весьма необычным. Представители Минтранса мероприятие просто проигнорировали. Между тем по действующим уже пять лет нормам и правилам все социально значимые законопроекты в обязательном порядке проходят экспертизу ОП. По крайней мере так считают в самой ОП.
Впрочем, резон пропустить обсуждение законопроекта в ОП у чиновников был. Неделю назад Госдума приняла сразу в двух чтениях – втором и третьем – законопроект, вносящий изменения в Воздушный кодекс РФ. Документ, по которому должна была состояться дискуссия, предусматривает введение в нашей стране так называемых невозвратных тарифов на авиаперевозки. Получается, что члены ОП и представители экспертного сообщества на этот раз были лишены возможности если не повлиять на ситуацию в целом, то хотя бы высказать свои сомнения относительно полезности нововведения для населения.
Минтранс, откликнувшийся на пожелания авиакомпаний, исходит из того, что невозвратные тарифы в воздушных пассажирских перевозках – проверенная международная практика. По мнению ведомства, невозможность для отечественных авиаперевозчиков продавать невозвратные билеты снижало их конкурентоспособность. «Иностранные авиакомпании, продающие на территории Российской Федерации услуги по воздушной перевозке, применяют невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более дешевые авиабилеты и создает условия для оттока пассажиров с рейсов российских авиакомпаний», – отмечается в пояснительной записке Минтранса. Однако вскоре ситуация изменится. Новый закон, одобренный на Охотном Ряду, предполагает введение невозвратных билетов в российских авиакомпаниях. Впрочем, правил без исключений не бывает. И в ряде случаев, например болезни пассажира, даже невозвратный билет можно будет вернуть, получив все уплаченные деньги назад.
Считается, что введение невозвратных тарифов на отечественном рынке пассажирских авиаперевозок выгодно не только компаниям-лоукостерам. Хотя эксперты оценивают их выгоду в более чем 20 млрд руб. в год. Но и пассажиры в накладе вроде бы не останутся – ведь гражданам обещано снижение цен на авиабилеты. Цены на невозвратные билеты, по международному опыту, ниже обычных билетов. Экономия достигается в том числе за счет отсутствия питания на борту и введения платы за провоз багажа. Сейчас эти услуги формально считаются бесплатными, но в реальности они платные, поскольку затраты по умолчанию закладываются в цену авиабилета, который можно сдать за 24 часа до вылета, получив деньги назад.
Яростными критиками невозвратного тарифа были и остаются защитники прав потребителей. Зампред правления Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий говорит, что их организация изначально была против этой идеи, которую активно лоббировали Минтранс и авиаперевозчики. «Если бы действительно цены на авиабилеты существенно снизились, то нововведение можно было бы принять. Однако есть опасения, что ничего подобного не произойдет. Обычные – возвратные – билеты подорожают, а невозвратные особенно и не подешевеют. Как показывает наш опыт, цены, которые уже зафиксировались, вниз, как правило, не идут», – поделился своими опасениями юрист. Кроме того, Недзвецкий отметил, что с правовой стороны введение невозвратных авиабилетов противоречит закону о защите прав потребителей, согласно которому человек может в любой момент отказаться от поездки, сдать билет, компенсировав компании лишь фактически понесенные ею расходы. Авиаперевозчик может вообще не понести издержек, продав этот билет другому клиенту. И таким образом благодаря невозвратному тарифу он получит двойную выгоду, напомнил юрист.
Позиция авиакомпаний диаметрально противоположная. В «Трансаэро» заявляют о поддержке закона. «Сегодня авиакомпании вынуждены закладывать в тариф потери от билетов, возврат которых осуществляется пассажирами незадолго до вылета, вследствие чего перевозчики уже не могут их реализовать. Отраслевая статистика говорит о том, что они составляют 8% от стоимости всех проданных авиаперевозчиками билетов. После введения невозвратных тарифов (при этом возвратные тоже сохранятся) произойдет снижение цен для тех пассажиров, которые уверены в своем полете и приобретают невозвратный тариф, и ничего не потеряют те, кто предпочтет нужным подстраховаться и купить билет по обычному возвратному тарифу. У пассажиров появится свобода выбора. Необходимо подчеркнуть, что введение невозвратных тарифов уравняет конкурентные возможности российских авиакомпаний с иностранными перевозчиками, которые активно применяют такие тарифы при полетах в Россию», – говорится в ответе пресс-службы «Трансаэро».
Со своей стороны глава агентства Biletix Александр Сизинцев подтвердил, что нововведение направлено на снижение финансовых рисков авиакомпаний. Более того, интернет-сервисы по продаже туров и авиабилетов даже надеются на рост клиентской базы. Коль скоро билеты станут дешевле и доступнее, то вырастет число пассажиров, которые смогут ими воспользоваться, рассуждают оптимисты. Впрочем, Сизинцев не исключил и негативных последствий. В их числе – конфликтные ситуации, связанные с возвратом и обменом билетов. «Далеко не все пассажиры внимательно читают новости и вникают в условия приобретения авиабилетов. Когда такие невнимательные граждане столкнутся с невозможностью сдать или обменять билеты – негативная реакция будет практически неизбежна. И направлена она будет на конкретного продавца в лице, например, того или иного интернет-сервиса», – полагает он.