Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович и вице-премьер Госсовета КНР Чжан Гаоли намерены успеть к маю с подготовкой совместных энергетических контрактов. Фото ИТАР-ТАСС
Российские власти надеются на выгодное сотрудничество с Китаем и нередко рассматривают его как экономический козырь в рукаве при перепалке с Западом. Вчера вице-премьер Аркадий Дворкович во время двухдневного визита в КНР сообщил, что РФ и Китай намерены ускориться с подготовкой энергетических контрактов. Поступали также новости о некоем прогрессе в переговорах по цене на российский газ для КНР. Однако надежды властей на китайскую подмогу выглядят наивными. Похоже, министры и сами это понимают. Минэкономразвития (МЭР) под угрозой санкций Запада выпускает обновленные шокирующие прогнозы и как будто не берет в расчет китайский фактор. Опрошенные эксперты замечают: Китай, а не Евросоюз обеспечивает сейчас прирост экономики РФ. И именно он может подтолкнуть Россию к диверсификации экспорта. В то же время Китай никогда не станет полноценной заменой Евросоюзу, например, в газовой отрасли.
Вице-премьер Аркадий Дворкович, возглавивший российскую делегацию в Китае, сообщил вчера о намерении двух стран ускориться с подготовкой совместных энергетических контрактов. Страны, по его словам, хотят успеть к майскому визиту в КНР президента Владимира Путина.
«Мы обсудили весь спектр сотрудничества в энергетической сфере, договорились, что до визита российского президента в КНР в мае этого года нужно достичь договоренностей по целому ряду вопросов или по крайней мере ускорить подготовку необходимых контрактов. Речь идет о контрактах в газовой сфере, поставке газа из России в Китай по восточному маршруту. Практически готов контракт по проекту «Ямал СПГ» компании НОВАТЭК. Есть несколько интересных проектов у компании «Роснефть» – увеличение поставок нефти из России на несколько миллионов тонн в год морским путем, совместная разработка ряда месторождений на Сахалине и в Восточной Сибири», – перечислил Дворкович.
Он уточнил, что по всем контрактам обсуждаются именно рыночные, коммерческие условия, но стороны находят и взаимовыгодные решения по отдельным проектам. Насколько существенны уступки друг другу двух стран – пока не ясно.
Напомним, уже многие годы Москва и Пекин не могут завершить переговоры о поставках газа, и до сих пор камнем преткновения для стран остается стоимость топлива. Вчера глава «Газпрома» Алексей Миллер сообщил о прогрессе в переговорах с председателем совета директоров китайской CNPC Чжоу Цзипином. Технические детали обговорены, есть некие подвижки в вопросах цены. На этом прогресс, видимо, закончился. Тем не менее стороны ожидают, что в мае контракт будет подписан.
Несмотря на жесткую переговорную позицию Китая, российские власти нередко рассматривают его как своеобразный козырь в рукаве – особенно во время «перепалок» с Западом. И в принципе у чиновников для этого есть статистическое обоснование. По данным Федеральной таможенной службы, по итогам 2013 года самым крупным торговым партнером России стал Китай. Товарооборот с ним достиг 88,8 млрд долл. Ни одна другая страна не смогла догнать по этому показателю КНР.
Хотя, конечно, если оценивать в целом весь Евросоюз, тогда пальму первенства перенимает уже он. На ЕС в 2013 году приходилась почти половина российского товарооборота, в то время как на страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, включая Китай, – около 25%.
Во вторник Минэкономразвития обнародовало обновленные макроэкономические прогнозы – один пессимистичнее другого. Мягкий вариант прогноза предполагает замедление роста ВВП по итогам 2014 года до 1,1%. Жесткий вариант – замедление уже до 0,5%. При этом ранее глава МЭР Алексей Улюкаев не исключал даже спада экономики РФ на 1,8% – при оттоке капитала 150 млрд долл. Первоначально правительство рассчитывало получить по итогам 2014 года рост ВВП на 2,5%.
Замглавы МЭР Андрей Клепач объяснил столь удручающее ухудшение прогнозов угрозой более жестких санкций Запада из-за украинских событий. Вчера экс-глава ведомства, ныне помощник президента Андрей Белоусов покритиковал составителей прогнозов, потому что они не учли имеющиеся у страны резервы роста. Белоусов сослался на готовящийся пакет мер по ускорению роста, который затрагивает бюджетную и налоговую политику.
Можно ли считать еще одним резервом роста сотрудничество с Китаем – вопрос. Судя по прогнозам МЭР, правительство либо вовсе не учитывает китайский фактор, либо учитывает, но он незначителен и на общую картину не влияет. Мнения экспертов о том, стоит ли надеяться российским властям на полноценную замену Западу в лице Китая, разделились.
Российско-китайское сотрудничество может пойти
на пользу экономике РФ, но лишь спустя несколько лет. Фото Reuters |
«Вне зависимости от отношений с Западом нам надо переориентировать свой экспорт на Китай (шире – Азию). Причем не только экспорт сырья. По сравнению с Европой в Китае достаточно низкие стандарты потребления. Значит, мы вполне можем поставлять туда и более сложную продукцию. А также оружие», – считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. По его словам, «если говорить о приросте экономики, то его нам дает только Китай, потому что там есть рост спроса». Но, замечает эксперт, переориентация на КНР – процесс небыстрый.
«У России действительно есть более перспективные партнеры в лице стран БРИКС и многих азиатских и южноамериканских стран. Товарооборот с КНР уже в этом году превысит 100 млрд долл., а к 2018 году может удвоиться. При этом его структура более качественная: кроме энергоносителей Китай также закупает у России большое количество оружия, машиностроительной и авиастроительной продукции», – отмечает аналитик компании AForex Нарек Авакян.
В случае еще большего давления Запада Россия может заметно ускориться с проектами, так или иначе связанными с Китаем. Правда, как следует из объяснений аналитика, пользу от тесного сотрудничества с Китаем российская экономика ощутит не раньше 2017–2020 годов – и то если Москва уже сегодня переориентируется на Пекин.
Некоторые эксперты более скептично отнеслись к китайской утопии российской экономики. «Замена Запада на Китай не остановит бегства капитала из России, не успокоит инвесторов и не запустит промышленность, – считает финансовый аналитик Lionstone Investment Services Ltd Яна Трубникова. – Также не стоит питать серьезных надежд, что Китай выступит целиком и полностью на стороне России. Скорее всего он постарается удержать хорошие отношения и с Россией, и с Западом. Не следует рассчитывать на особое рвение Китая развивать отношения с нашим государством без оглядки на других партнеров».
«Экономический и демографический «центр тяжести» России лежит в европейской части страны. Сама по себе географическая близость ЕС делает его более интересным партнером для российской экономики», – говорит гендиректор группы «Развитие» Виктор Кухарский. Чтобы перевести симбиоз с Китаем из области политического волюнтаризма в сферу экономической целесообразности, потребуются колоссальные капиталовложения в развитие регионов Сибири и Дальнего Востока, добавляет эксперт.
Наконец, Китай, похоже, никогда не сможет стать для России полноценной заменой Евросоюзу в газовой отрасли. Как пояснил аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров, объем поставок российского газа в Европу достигает 160 млрд куб. м в год. «И у «Газпрома» есть возможности наращивать поставки газа в Европу, у которой, в свою очередь, есть потребность в российском газе», – говорит Нестеров. По его словам, в потенциале Россия могла бы нарастить поставки газа в Европу и до 180 млрд куб. м в год.
Для сравнения эксперт назвал объемы газа, которые реально готов получить от России Китай, – лишь около 30 млрд куб. м в год. В рамках подписанных соглашений «Газпром» мог бы поставлять в КНР 60 млрд куб. м газа в год. Нельзя также забывать, что у российского газового концерна на китайском рынке появится много конкурентов, борьба с которыми будет крайне непростой.