0
7248
Газета Экономика Интернет-версия

04.04.2014 00:01:00

Присоединение Крыма взбодрило российских виноделов

Тэги: крым, виноделие, законы


крым, виноделие, законы Производители крымских вин встревожены российскими нормами регулирования. Фото Reuters

Вхождение Крыма в состав России может решить часть застарелых проблем российских виноделов, которые считают себя ущемленными по сравнению с европейскими нормами. Крымских же производителей вина пугают российские законы, и они уже ищут союзников среди депутатов и представителей президента в надежде сократить свои экономические потери от вхождения в РФ. По мнению крымчан, российским властям надо смягчить чрезмерно жесткое регулирование винодельческой отрасли и принять отраслевой закон о вине – тот самый, который лежит под сукном в России более 20 лет.

Крымский фактор может сдвинуть с мертвой точки процесс принятия в России специального закона о вине, ставшего притчей во языцех. На это надеются российские виноделы, к которым теперь присоединились и крымские. 

На специальной конференции в Москве бизнес-омбудсмен Борис Титов (тесно связанный с заводом шампанских вин «Абрау-Дюрсо») рассказал вчера, что к нему обратились крымские виноделы с просьбой отстоять их интересы на предстоящей в апреле встрече с президентом Владимиром Путиным.

Российское законодательство оказалось невыгодным для крымских виноделов. «Деятельность винодельческих предприятий в Украине регулировалась Законом «О винограде и вине». В России такого закона нет. Более жесткий режим регулирования в России, аналогичный регулированию крепких спиртных напитков, может в значительной степени затруднить нашу деятельность», – говорится в обращении крымских виноделов, под которым подписалось несколько десятков предприятий. 

По их мнению, в России надо принять отраслевой закон или хотя бы внести поправки в действующее законодательство. При этом крымские виноделы просят продлить им переходный период до 1 января 2017 года. Также они указали, что «для эффективного развития необходимо подкрепить крымскую винодельческую отрасль дополнительным финансированием».

Гендиректор компании «Легенда Крыма» Михаил Штырлин в беседе с «НГ» перечислил наиболее жесткие нормы российского законодательства: «Во-первых, с финансовой точки зрения акцизы в России намного выше – например, почти в 150 раз по сухому вину. Во-вторых, в России действует ЕГАИС – Единая государственная автоматизированная информационная система, в которой все производители, импортеры, с будущего года оптовики, а потом – еще через год – розница должны будут работать. Это сложная система, и работа в ней предполагает для виноделов дополнительные и весьма немаленькие расходы». Кроме того, крымским виноделам будет сложнее получать лицензии. 

Как говорит Штырлин, если бы не присоединение Крыма, то вероятность принятия в России отдельного закона по вину была бы скорее всего почти нулевой. Позиция властей такова, что в стране не должно быть отраслевых законов, потому что тогда их должно быть огромное количество чуть ли не по каждому продукту. Но теперь виноделы надеются, что фактор Крыма поможет сдвинуть с мертвой точки принятие закона о вине. В качестве примера для подражания виноделы приводят европейские страны, производящие свой виноград, а также Украину, Молдавию и Грузию, где отраслевые законы существуют.

Российские виноделы и эксперты вчера поддержали крымчан. «Вероятно, украинское законодательство ближе к европейскому, чем российское. У нас, в частности, весьма сложные стандарты. Например, вина, которые относятся в Европе к сухим винам, в России могут попасть в раздел «Полусухие». Есть много нюансов, которые, возможно, для виноделов Крыма действительно меняют в худшую сторону регулирование», – комментирует президент компании Simple Максим Каширин.

По его словам, России срочно нужен закон о вине. «Потому что виноделие на государственном уровне у нас в принципе не поддерживается. Нет ни дотаций, ни налоговых или иных льгот. Российские виноделы находятся в ущемленном положении относительно виноделов всего мира. Отсюда все другие беды – у нас дорогое вино, нет экономических оснований внедрять в производство современные технологии. Поэтому я прекрасно пониманию опасения крымчан», – говорит Каширин.

Представители отрасли уточняют: стране нужен не только закон о вине, но и другие специализированные законы. «Уже, наверное, последние восемь лет я пытаюсь донести до руководства страны мысль, что нам нужны отдельные законы, которые будут регламентировать производство, оборот, рекламу и продвижение по отдельным группам алкогольных товаров. Нельзя регулировать вместе водку и пиво, пиво и вино, вино и водку», – указывает Каширин.

«В России отсутствует минимальная цена на виноградные вина, что лишает производителей возможности сохранить свои позиции на рынке из-за растущей доли контрафакта. Кроме того, в Украине виноделы имели льготы по НДС, НДС передавался на развитие отрасли. А налог на прибыль в Украине ниже российского: 18% против 20% в РФ. В Украине собственник молодых виноградников освобождается от всех налогов. Еще в Украине в отличие от РФ производитель столовых вин, вин, насыщенных диоксидом углерода, и марочных вин не облагается акцизным сбором», – перечислил законодательные отличия эксперт компании «Налоговик» Антон Соничев.

«Существует проект Федерального закона от 2012 года «О винограде и вине», но даже после семи редакций он не был принят. Дума считает, что вино – это просто еще один алкогольный продукт и отдельный закон нам не нужен», – говорит первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. Антон Соничев напоминает, что первая попытка принять в стране закон о вине делалась еще раньше – в начале 90-х годов.

Чтобы российское виноделие могло возродиться и выйти на мировой уровень, требуется приравнять виноделов к сельхозпроизводителям по объему льгот и дотаций, считает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. «Несмотря на поддержку Минсельхоза, российским виноделам пока не удалось провести эту точку зрения. В том числе и потому, что после распада СССР у нас остался единственный полноценный винодельческий регион – Краснодарская область, и лоббистские ресурсы отрасли крайне слабы. С присоединением второго такого региона, Крыма, позиции виноделов могут усилиться», – полагает аналитик.

Эксперты объяснили, что должно быть прописано в законе о вине. «Вопросы лицензирования и декларирования, требования к производству вин, вопросы, касающиеся ассортимента и качества, применения сахара и этилового спирта, вопросы оформления и сертификации, применения льгот, реализации вина, его импорта и экспорта. В законе нужно создать основу для борьбы с фальсификатом. Также можно предпринять попытку закрепить в законе особенности саморегулирования отрасли», – перечисляет Антон Соничев.

Хотя некоторые аналитики все же думают, что виноделам не стоит надеяться на принятие на федеральном уровне отраслевого закона. По их мнению, скорее всего Крым просто получит особые условия и свой собственный винодельческий закон.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
487
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
477
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
774
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
406

Другие новости