Российский уголь может отправиться в Китай. Фото Reuters
Правительство вчера рассмотрело проект госпрограммы развития угольной отрасли России, рассчитанной до 2030 года. Приоритетом названо увеличение объемов добычи твердого топлива. Планы амбициозны, учитывая, что сейчас предложение на внутреннем и внешнем рынках заметно опережает спрос. Премьера Дмитрия Медведева создавшаяся ситуация не смущает, а потому инвестиции в угольную промышленность в размере 5 трлн руб. менее чем за 17 лет не кажутся чрезмерными. Шахтерам глава правительства рекомендовал самостоятельно завоевывать новые рынки сбыта – в частности, в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего в Китае. А глава Минобороны Сергей Шойгу посоветовал продолжить железную дорогу из Кызыла на Западную Монголию, в китайский Урумчи, а оттуда уже в любую сторону: в Пакистан, Индию и далее – «куда угодно».
«Предлагается более полно учесть современные тенденции на различных рынках, в частности, что актуально не только для угольной отрасли, но и для нее в том числе, обратить более пристальное внимание на Азиатско-Тихоокеанский регион», – сказал Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства, на которой обсуждался проект программы развития угольной отрасли до 2030 года. Мин-энерго, подготовившее документ, предлагает сделать ставку на формирование новых производственных центров в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. При этом отрасль требует серьезных инвестиций. Цена вопроса, согласно проекту госпрограммы, превышает 5 трлн руб. Но и отдача должна быть высокой.
«Среди ожидаемых результатов – увеличение среднегодового прироста объемов запасов угля до 530 млн т. Будут введены новые мощности (всего на 505 млн т) и модернизированы существующие (на 370 млн т). Планируется наращивать поставки как на внутренний рынок, так и на экспорт, развивать железнодорожную инфраструктуру и портовые терминалы. Энергоемкость также должна снижаться, ориентировочно в 1,5 раза. Будут также увеличены и объемы производства синтетического топлива», – подчеркнул премьер. Он признал очевидное – углю трудно конкурировать по экономической и экологической составляющим с газом. Но государство заинтересовано в диверсификации энергобаланса, в стимулировании появления «современной и безопасной для окружающей среды угольной генерации». Госпрограмма предусматривает наращивание поставок угля как на внутренний, так и на внешний рынки.
Глава Минэнерго Александр Новак, выступивший вслед за премьером, назвал последнее десятилетие «этапом стабильного развития» угольной отрасли. За эти годы добыча угля выросла примерно на четверть и в настоящее время превышает 350 млн т в год. При этом численность шахтеров сократилась с 850 тыс. до 160 тыс. человек. То есть фактически в четыре раза выросла производительность труда. В четыре раза вырос и объем инвестиций в основной капитал угольных предприятий. Новак вслед за Медведевым также обратил взор на восток. «Принципиальное отличие новой программы – это масштабное перенесение центров развития угольной промышленности в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Такой путь развития связан с разработкой перспективных угольных месторождений в малоосвоенных восточных регионах – в Якутии, Туве, Забайкалье, на Сахалине», – сказал министр. Увеличение добычи угля в этих регионах, полагает Новак, будет способствовать расширению взаимодействия в энергетической сфере с Китаем.
Вчера же на заседании правительства почти был согласован и общий проект строительства железной дороги из российского Кызыла в Китай через Монголию. «У нас… строительство железной дороги из Курагина на юг, на Кызыл. И от Кызыла это могло бы пойти дальше через Западную Монголию на Урумчи, на Китай, оттуда уже в любую сторону: Пакистан, Индия, куда угодно», – предложил вчера глава Минобороны Сергей Шойгу. Захочет ли Китай покупать российский уголь – и по какой цене, глава Минобороны объяснять не стал. Но премьер Медведев сразу же одобрил идею Шойгу. «Это важное направление и для развития наших отдельных территорий, и для увеличения экспортного потенциала, давайте возьмем его в проработку», – сказал Медведев министрам.
У независимых экспертов не столь благостные оценки ситуации в отечественной угольной отрасли. В частности, аналитик «Арбат Капитала» Артем Бахтигозин считает, что до сих пор правительство не предложило каких-то конкретных мер, направленных на улучшение положения дел на горнодобывающих предприятиях. А времена для них сложные: потребности в угле на внутреннем рынке в основном все закрыты. С экспортом тоже проблемы – в мире избыточное предложение угля, спрос же ограничен. Одна из причин – замедление китайской экономики. В этой связи призыв премьера к шахтерам самостоятельно искать рынки сбыта в Азиатско-Тихоокеанском регионе, по мнению Бахтигозина, «выглядит издевательством». Зато эти слова можно расценить как сигнал отрасли, что на административный ресурс в продвижении угля на внутреннем рынке предприятиям рассчитывать не приходится. Перспективы применения синтетического топлива в России также туманны. До массового производства дело дойдет еще не скоро. Тема становится актуальной, лишь когда цены на нефть начинают зашкаливать, как это было в 2007 году, а потом опять уходит на второй план, напомнил Бахтигозин.
«Уголь – наиболее экологически грязный и наименее энергоемкий в сравнении с газом и мазутом. В крупных городах уголь невыгодно использовать из-за штрафов за загрязнение воздуха. Например, наша компания в столице не спроектировала ни одной котельной, работающей на твердом топливе. Угольные тепло- и электростанции экономически выгодны в угледобывающих регионах. В любом случае отказываться от твердого топлива нельзя. Вскоре наверняка появятся инновационные разработки, которые позволят модернизировать существующие и строить новые ТЭЦ и ГРЭС, на которых будет использоваться уголь или его производные. Например, есть будущее у водоугольного топлива, которое получают, смешивая измельченный уголь, воду и пластификатор. Водоугольное топливо можно не только использовать на российском рынке, но и экспортировать», – говорит управляющий директор компании «Октопус» Мария Гиносян.
Угольная промышленность важна как для обеспечения потребностей внутреннего энергетического рынка, так и в роли экспортера, в первую очередь на европейский и китайский рынки, считает первый замруководителя Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко. Колебание мировых цен на энергоносители, в том числе на уголь и газ, определяет изменение внешнего спроса. Когда он растет, надо иметь возможность увеличить экспорт угля. «Высокие издержки по транспортировке угля на внешние рынки из районов его добычи потребуют снижения затрат и повышения энергоэффективности отрасли», – сказал Онищенко. Как бы то ни было, реализация госпрограммы призвана повысить конкурентоспособность угольной отрасли на внешних рынках и способствовать развитию других секторов – например, химической промышленности.