РФ импортирует из Европы в основном готовую продукцию. Фото Reuters
Жители России, Казахстана и Евросоюза могут заметно разбогатеть в случае отмены всех таможенных пошлин между ними. Выигрыш на душу населения составит в зависимости от региона от 340 до 60 долл. в год. Такой эффект от создания зоны свободной торговли между Евросоюзом и Таможенным союзом (ТС) предсказывают в Институте Гайдара. Пожалуй, единственной жертвой свободной торговли будет Белоруссия, но ее потери можно компенсировать. Граждане Европы и стран ТС лишаются дополнительных доходов по политическим причинам.
Оценка экономических последствий создания зоны свободной торговли с Евросоюзом будет представлена на следующей неделе, на апрельской конференции Высшей школы экономики.
Экономисты из Института Гайдара Александр Кнобель и Бекхан Чокаев оценили эффект отмены всех таможенных пошлин между странами Таможенного союза и Европой. Аналитики учитывали краткосрочные и долгосрочные последствия как для структуры экспорта-импорта, так и для перетоков рабочей силы.
Выводы экономистов кажутся удивительными. Оказывается, открытие торговых границ увеличит благосостояние практически во всех странах. При этом самый большой выигрыш получит Россия. Чуть меньший позитивный результат получат европейцы и жители Казахстана, но и тут речь идет о миллиардах и десятках миллиардов долларов в год. Такие расчеты ученых противоречат обычным представлениям россиян, что снятие торговых барьеров грозит стране экономическим спадом и даже разорением.
«В результате отмены импортных пошлин ВВП России в краткосрочной перспективе вырастет на 0,8%, Казахстана – на 0,6%. В Евросоюзе общий ВВП вырастет на 0,1%. При существующих размерах экономики благосостояние России увеличится на 18,9 млрд долл., благосостояние Казахстана – на 1,5 млрд долл., а благосостояния ЕС – на 14,1 млрд долл.», – пишут экономисты Института Гайдара. Под краткосрочной перспективой здесь понимается два-три года.
В долгосрочной перспективе (четыре–семь лет) позитивный эффект окажется еще больше. Номинальный ВВП в России увеличится на 48,3 млрд долл., в Казахстане – на 2,9 млрд, а в Евросоюзе – на 28,2 млрд долл.
В первые годы сокращение таможенных пошлин на импорт из ЕС вызовет рост реальных доходов экономики за счет снижения цен на инвестиционные товары и на товары конечного пользования. Одновременно произойдет переключение с товаров, производимых в границах Таможенного союза, на товары из ЕС. Вытеснение отечественного производства вызовет перераспределение рабочей силы и капитала из менее эффективных отраслей в более эффективные.
Единственной пострадавшей страной при отмене пошлин окажется Белоруссия. В краткосрочной перспективе белорусский ВВП упадет на 0,6%, что при существующих объемах ВВП составляет около 1 млрд долл. Правда, позже потери белорусской экономики постепенно сойдут на нет. Кроме того, экономисты считают, что потери для Минска можно компенсировать. «Сегодня Белоруссия из-за льготных цен на российскую нефть и газ ежегодно получает трансферт в 5,7–6 млрд долл., что значительно ниже даже краткосрочных потерь белорусской экономики от будущей зоны свободной торговли с ЕС», – напоминает Кнобель.
Будут последствия и для бюджета. «В первые годы возможны потери бюджетов из-за снижения сборов от импортных пошлин, однако в долгосрочной перспективе это снижение будет хотя бы частично компенсировано ростом доходов от налогообложения выросших производств», – говорит Александр Кнобель.
Впрочем, налогообложение импорта вызвано не столько фискальными интересами, сколько стремлением защитить отечественного производителя. «Значимость бюджетного фактора в данном случае минимальна. Доля доходов от импортных пошлин в странах ТС крайне невысока, а в бюджетах стран ЕС она просто мизерна», – напоминает аналитик.
На последнем саммите с Европой Россия предложила начать диалог о конкретных шагах в направлении заключения соглашения о зоне свободной торговли к 2020 году. Однако, как заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, Евросоюз не планирует в ближайшее время начинать переговоры о формировании зоны свободной торговли между ЕС и Таможенным союзом, посчитав такое объединение сложным.
Выходит, что страны лишают своих граждан потенциальных доходов только по политическим мотивам. Но экономисты указывают, что на решения о зоне свободной торговли влияют и отраслевые лоббисты. «Производители всегда имеют большее влияние на принятие решений, чем потребители, поэтому препятствия на пути либерализации торговли можно объяснить именно политическими мотивами в широком смысле слова», – отмечает Кнобель.
Товарная структура экспорта России в ЕС | ||
Товарная группа | экспорт, млрд долл. | импортные тарифы в ЕС, % |
Нефть, газ и др. минералы | 207 | 0,4 |
Железо, сталь | 7,68 | 0,3 |
Натуральный/обработанный жемчуг | 5,09 | 0,6 |
Продукты неорганической химии | 4,06 | 4,7 |
Алюминий и изделия из него | 2,95 | 6,4 |
Никель и изделия из него | 2,61 | 0,7 |
Медь и изделия из нее | 2,43 | 3,3 |
Древесина и изделия из нее | 2,13 | 2,3 |
Каучук и резиновые изделия | 2,04 | 2,8 |
Органические химические вещества | 1,87 | 4,5 |
Удобрения | 1,71 | 4,7 |
Источник: расчеты на основе данных ВТО за 2011 год. |
Структура импорта России из ЕС | ||
Товарная группа | импорт, млрд долл. | ввозные тарифы в РФ, % |
Реакторы, котлы | 32,3 | 2,6 |
Средства наземного транспорта, кроме ж/д |
|
|
или трамвайного подвижного состава | 22,1 | 7,4 |
Электрические машины и оборудование | 14,9 | 7 |
Фармацевтическая продукция | 9,69 | 9,4 |
Пластмассы и изделия из них | 5,27 | 10,9 |
Оптика, фото- и киноприборы | 5,08 | 4,8 |
Изделия из черных металлов | 3,45 | 13,7 |
Эфирные масла и резиноиды | 3,3 | 13,1 |
Бумага и картон | 2,94 | 12,3 |
Мебель, постельные принадлежности | 2,67 | 5,1 |
Одежда | 2,52 | 18,9 |
Источник: расчеты на основе данных ВТО за 2011 год. |