Экономические потери ближайшего будущего протестанты на Майдане еще не осознали.. Фото Reuters
Для решения самых острых проблем Украине может потребоваться в этом году около 40 млрд долл. Эта сумма складывается из срочных платежей по долгам государства и госкомпаний, а также потерь от разрыва экономических связей с Россией, куда Украина ежегодно экспортирует товаров на 18 млрд долл. Это больше, чем вся обещанная Западом помощь Украине. Сокращение бюджета и урезание импорта также грозит серьезными потерями украинцам – всего примерно по тысяче долларов на каждого жителя страны.
Всемирный банк (ВБ) принял запрос украинских властей и намерен в 2014 году выделить Киеву около 3 млрд долл. для поддержки реформ, заявил вчера президент банка Джим Ем Ким.
«Мы продолжим выделять средства на наши украинские проекты и намерены оказать поддержку украинскому правительству в вопросе проведения реформ, необходимых для стабилизации экономической ситуации в стране», – говорится в заявлении ВБ. В нем также сказано, что «в ВБ планируют поддержать украинский народ в это сложное время и надеются, что ситуация в Украине стабилизируется как можно быстрее».
Сейчас ВБ в рамках реализации программы сотрудничества и гарантий осуществляет на территории Украины ряд проектов на общую сумму в 3,7 млрд долл. В частности, эти средства выделяются Киеву для развития транспортной системы и решения проблем в сфере ЖКХ и медицине.
Однако Киеву сегодня срочно нужны живые деньги для выплаты долгов. А финансирование Всемирным банком иностранных консультантов по транспорту, медицине и ЖКХ никаких живых денег Киеву не обещает. Да и срочные нужды Украины измеряются уже не единицами, а десятками миллиардов долларов.
«До конца года надо вернуть около 10 млрд долл. госдолгов. Если добавить долги госкомпаний «Нафтогаз», «Укравтодор» – золотовалютных резервов не хватит», – сообщил вчера Reuters министр финансов Украины Александр Шлапак. А валютных резервов Украины, которых «не хватит», по последним данным, имеется около 15,5 млрд долл. Выходит, что только для срочных выплат Киеву требуется около 20 млрд долл. в 2014 году.
При этом нужно учесть, что ежегодный импорт Украины превышает ее экспорт на 16,2 млрд долл. – такие оценки за 2013 год публикует ЦРУ. Импорт теоретически можно сократить за счет обесценения гривны. Но ведь в списке товаров есть и значительная доля так называемого критического импорта – вроде лекарств и оборудования, – от которого отказаться будет не просто.
Дыра во внешней торговле может более чем удвоиться в случае обострения конфликта с Россией и разрыва с ней экономических связей. Ведь на РФ приходится более 25% всего украинского экспорта. Сумма этих потерь вместе со срочными выплатами по долгам как раз и дает 40 млрд долл. А если учесть потери от урезания бюджетных расходов, то плата за кризис только в 2014 году на каждого украинца – включая младенцев – составит около тысячи долларов.
Но западные спонсоры пока говорят о других суммах. Евросоюз решил увеличить макроэкономическую помощь Украине для стабилизации и проведения экономических реформ. Помощь составит 1,6 млрд евро, заявил зампредседателя Еврокомиссии Олли Рен в Брюсселе, передает Интерфакс.
«Первый транш этой суммы может быть быстро выделен, как только соглашение с МВФ будет достигнуто», – сказал Рен после заседания Еврогруппы. Он пояснил, что мандат у Еврокомиссии на такую помощь имеется и соответствующее решение принято на 610 млн евро. И самое главное – Украина должна выполнить определенные условия: соблюсти соглашения с МВФ, провести экономические реформы. И все это должно быть сделано до выделения первого и второго траншей. Впрочем, Виктору Януковичу не обещали и такой помощи.
«Изменение позиции ЕС и США обусловлено переформатированием политической верхушки Украины. Сейчас у власти находятся лица, которые в отличие от Виктора Януковича и Партии регионов ориентируются на Запад. Об этом свидетельствуют первые декларации нового правительства, которое заявило о готовности подписать политическую часть ассоциации с ЕС в самое ближайшее время. ЕС получил то, что хотел – вовлечение Украины в орбиту своего влияния, и готов за это платить из бюджетов стран-участниц, банков развития и МВФ», – объясняет аналитик UFS IC Станислав Савинов.
Полный запрет поставок товаров из Украины в Россию вряд ли возможен, но ограничения по «фитосанитарным соображениям» вполне могут быть применимы, говорит эксперт.
Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт уже отреагировал на события в Киеве, сообщив, что страны-партнеры по Таможенному союзу могут ввести ограничения на импорт из Украины. Реализация такого сценария усугубит и так непростое положение украинской экономики, которой в скором времени в полной мере предстоит пройти через шоковую терапию по рецептам от МВФ. Переориентироваться на другие рынки сбыта вряд ли получится.
В качестве нового пункта украинской помощи все чаще упоминается списание долга. «Сценарий списания украинских долгов вполне возможен. Россию будут уговаривать помочь братской Украине и пойти на этот шаг вслед за другими кредиторами. Однако вряд ли руководство РФ будет испытывать на этот счет большой энтузиазм. После смены власти подход будет более прагматичным. Об этом говорит, к примеру, предостережение «Газпрома» о возможной приостановке поставок газа на Украину из-за образовавшейся задолженности за предыдущие месяцы и нежелание продлевать действие по ним льготных условий», – считает Савинов.
«Списание долгов вполне ожидаемо. Бюджет и частный сектор РФ в случае массового списания украинских долгов понесет убытки в десятки миллиардов долларов. Причем частный сектор потеряет дважды, поскольку все понесенные бюджетом РФ убытки потом лягут на плечи населения в виде повышения налогов и сборов, роста цен на товары, роста коммунальных платежей», – говорит партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов.
«Сумму в 35 млрд долл. называют только сами украинские чиновники. Это сумма для спасения страны от дефолта. Заметьте, речь даже не идет о выходе из кризиса, а просто о том, чтобы закрыть выплаты по долгам. Остальные участники переговоров гораздо сдержаннее в объявленных суммах, не называют четких сроков, но при этом обуславливают предоставление помощи довольно жесткими требованиями по сокращению госрасходов, открытию рынка и уничтожению преимуществ украинских производителей, например, по стоимости энергоносителей», – отмечает аналитик «Финам» Анатолий Вакуленко.
«Судя по заявлениям европейских чиновников – к примеру, еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера, пакет помощи Евросоюза будет включать выплату украинского долга за газ России. В финансовом плане Россия от этого выиграет, поскольку в своем нынешнем состоянии Украина эти долги выплатить не может. И, по сути, это означает помощь России», – считает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин.