Возлагавшиеся специалистами отрасли надежды на корректировку «Энергетической стратегии России на период до 2030 года» (с пролонгацией документа до 2035 года) не оправдались. По сути, как отмечают эксперты, Минэнерго повторно закрепило предложенные предыдущим вариантом стратегии тезисы, не учитывая ее недочетов. Есть декларация о конкурентоспособности на международном рынке, но нет рецептов оздоровления отрасли.
Главное, как государство планирует справляться с глобальной конкурентоспособностью без развития конкурентной среды на отечественном рынке. Эксперты говорят о необходимости стимулирования рынка независимых нефтяных компаний, находящегося сегодня в весьма удручающем состоянии. И это неудивительно, поскольку взятый в начале нулевых годов курс на монополизацию нефтяного сектора дал свои результаты: за десять лет доля малых добывающих предприятий на рынке упала с 10 до 3–4% в начале 2010 годов. Только за 2012 год крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) было поглощено 17 независимых компаний, в результате чего на плаву осталось всего 95 малых предприятий. Развитие рынка в 2013 году, запомнившееся крупнейшей сделкой по покупке «Роснефтью» акций ТНК-ВР, позволяет говорить о том, что тенденция к монополизации и увеличению госконтроля в отрасли сохраняется.
Понятно, что полная либерализация нефтяной отрасли чревата серьезными последствиями для национальной экономики и безопасности. Однако и государство, и крупный бизнес отрасли заинтересованы в существовании независимого сегмента. Во-первых, малые нефтяные предприятия в нынешних условиях сохраняют за собой возможность добычи нефти лишь на небольших месторождениях с объемом запасов до 5 млн тонн, расположенных главным образом в сложных географических и горно-геологических районах. Добыча ресурсов здесь нерентабельна для крупных ВИНКов. Во-вторых, независимые нефтяные предприятия оказывают серьезное влияние на социальную политику регионов дислокации. В большинстве случаев сохранение отдаленных населенных пунктов и их социально-экономическое развитие возможны благодаря наличию здесь независимой добывающей промышленности.
Несмотря на это, малые нефтяные компании испытывают серьезный прессинг как со стороны крупных игроков, так и государства. Важным фактором, тормозящим развитие независимого сегмента нефтянки и модернизацию отрасли, является также злоупотребление со стороны контролирующих органов. Наряду с непрофессионализмом ставшие распространенными в последние годы технологии «тихого лоббизма» делают малые нефтяные компании разменной монетой в коммерческих интересах крупных игроков и аффилированных с ними госслужащих.
Основную долю прибыли добывающих предприятий, в том числе и независимых компаний, всегда составлял внешний экспорт сырья. С разницей лишь в том, что доступ независимых структур к трубе осложняется год от года. До определенного момента у малых компаний существовала возможность для маневрирования, в том числе за счет практики переуступок экспортных графиков. Такая практика была отменена постановлением правительства в 2011 году, что позволило, с одной стороны, ликвидировать имевший место нелегальный рынок сделок по покупкам мест в графике экспорта, а с другой стороны, окончательно скрыть серые схемы и злоупотребления при составлении экспортных графиков за дверьми чиновничьих кабинетов.
Полномочия по составлению графиков экспорта сырья возложены на Министерство энергетики РФ, поэтому неудивительно, что к сотрудникам этого ведомства всегда было приковано особое внимание СМИ и антикоррупционных органов, ведь нередко речь идет о регулировании сделок на миллиарды долларов. Сегодня руководством министерства делается большая работа по повышению прозрачности своей деятельности и раскрытию фактов аффилированности сотрудников с коммерческими структурами, однако крупный бизнес по-прежнему заинтересован в участии своих посредников в процессе принятия решений по составлению экспортных графиков.
После масштабных кадровых перестановок в 2012 году ряд постов в Минэнерго заняли выходцы из нефтяного бизнеса. Среди них, например, нынешний советник министра Михаил Столяров, известный своими тесными контактами с НК ЛУКОЙЛ (именно в структурах ЛУКОЙЛа советник министра начинал свою карьеру, что неудивительно, если учесть, что отец Михаила Сергей Столяров стоял у истоков компании) и рядом других игроков рынка. Так, почему-то мало кого смущает и возможная аффилированность Михаила Столярова с ОАО «Нефтяная компания «Альянс» (впрочем, факт работы на НК «Альянс» указан самим Столяровым на личной странице в одной из социальных сетей).
А ведь еще недавно в отрасли ходили слухи, что данная компания лоббирует перенаправление добытой малыми производителями и предназначенной для экспорта нефти на Хабаровский НПЗ, то есть для реализации сырья на исключительно внутреннем рынке. Были такие попытки или нет, «НГ» выяснить не удалось, но понятно, что, если бы они увенчались успехом, потери прибыли для независимых компаний были бы существенны, учитывая разницу цен на рынках.
Версия о связях советника министра с интересами крупного бизнеса в отношении малых производителей, конечно же, требует доказательств. Тем более что Столяров не имеет прямых полномочий по составлению и утверждению экспортных графиков. Этим занимается Департамент переработки нефти и газа, который возглавляет Михаил Грязнов. Однако при более детальном изучении профессиональной биографии советника министра выясняется, что он имеет определенное отношение также к нефтетрейдерскому рынку страны. Несколько лет назад Михаил Столяров оказывал услуги консультанта по коммерческим вопросам кипрскому офшору Flontrano Trading Limited, фигурировавшему вместе с гонконгской фирмой Concept Oil Services (сотрудником которой, как ни странно, является жена советника министра Оксана Столярова) в ряде громких публикаций польских СМИ. Дело в том, что, как сообщал в свое время портал Rospress. com, именно эти компании получали «выгодные заказы на восточноевропейском рынке в ущерб другим трейдерам».
Более того, компания Flontrano в свое время добилась больших успехов на рынке путем скупки сырья у независимых производителей, сумев составить конкуренцию такому серьезному игроку, как Gunvor. Впрочем, крупному нефтетрейдеру больше не о чем беспокоиться, ведь, по слухам, Михаил Столяров теперь консультирует структуры Геннадия Тимченко.
Проблема отсутствия продуманной политики в отношении малых нефтяных производителей неоднократно поднималась экспертами и профессиональным сообществом. Попытки добиться введения гибкой системы кредитования и налоговых льгот для малых нефтедобывающих компаний не дали результата. А злоупотребления при составлении экспортных графиков и вовсе делают доступ к трубе для независимых компаний похожим на игру в рулетку. Пока монополизация душит независимый сегмент нефтяного рынка, впору задуматься о том, как бы тесное соприкосновение интересов отдельных представителей бизнеса и власти не задушило в конечном счете всю отрасль.