Жители Керчи обсуждают строительство нового моста в Россию уже много лет. Фото Владимира Захарина
Символ российско-украинской дружбы – мост через Керченский пролив – снова оказался в центре активности российских чиновников. Премьер Дмитрий Медведев назначил компанию – заказчика строительства и определил источник государственного финансирования. А вчера глава Минтранса Максим Соколов уже назвал предварительную смету проекта – минимум 50 млрд руб. Это вдвое меньше недавних оценок в 3 млрд долл., которые звучали еще в середине прошлого года.
На строительство моста через Керченский пролив потребуется минимум 3,5 года. Инвестиции в строительство оцениваются минимум в 50 млрд руб., сообщил вчера министр транспорта РФ Максим Соколов. «Мы в соответствии с «дорожной картой» и поручениями президента планируем в этом году завершить технико-экономическое обоснование», – заявил министр.
По итогам этой работы, сказал он, начнется проектирование за счет либо внебюджетных источников, либо бюджета с корректировкой госпрограммы.
«Но в любом случае те варианты, а их сегодня основных четыре-пять, строительства мостового перехода даже без железнодорожной составляющей предполагают существенные финансовые ресурсы, минимум 50 млрд руб.», – сказал Соколов и добавил, что железнодорожная составляющая увеличит эту цифру.
В понедельник было опубликовано распоряжение правительства о передаче функций заказчика работ по Керченскому транспортному переходу госкомпании «Автодор». Финансирование работ будет идти через госкорпорацию Внешэкономбанк. Это решение правительства, по словам премьера, переводит работу по строительству транспортного коридора в практическую плоскость вне зависимости от текущей политической конъюнктуры.
Заметим, что правительство в Киеве в конце января нынешнего года утвердило соглашение с РФ относительно организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив – об этом сообщил тогдашний вице-премьер-министр и член Партии регионов Александр Вилкул. Строительство Керченского моста входило в пакет совместных российско-украинских проектов, о котором Москва договорилась с правительством Николая Азарова в декабре прошлого года после согласования многомиллиардной помощи Украине. Однако после смены власти в Киеве российские чиновники Керченский мост уже не обсуждали. Возможно, потому, что он попадает в зону контроля уже крымской власти.
Ранее транспортный переход через Керченский пролив был утвержден в рамках Харьковских соглашений 2010 года между Москвой и Киевом. Тогда мост планировалось построить к 2014 году. Первоначальную же идею Керченского моста приписывают личному архитектору Гитлера Альберту Шпееру. А сегодня Керченский переход планируется сделать частью кольцевой дорогу по территории прибрежных стран вокруг всего Черного моря.
Один из проектов Керченского моста был продемонстрирован летом прошлого года на инвестиционном форуме в Ялте. Транспортный переход можно построить за четыре года и 3 млрд долл. – цитировала крымская пресса исполнительного секретаря Российского комитета по Черноморскому экономическому сотрудничеству Руслана Середу. Почему сегодня российские чиновники называют значительно более скромные бюджеты – можно только догадываться. Не исключено, что сразу запросить на рискованный проект 6–7 млрд долл. они просто не решаются.
Между тем в России считают Керченский мост очень перспективным проектом. «В этом проекте – не только политический смысл. Это и новый транспортный канал сообщения между двумя странами, который будет полезен и для развития туризма, и для торговли. Это и совместный инвестиционный проект, который будет полезен для российских и крымских предприятий-подрядчиков. Госзаказ в данном случае – одна из форм стимулирования как отдельных регионов и отраслей, так и в целом российской и украинской экономики и двусторонних экономических связей», – говорит член Совета Федерации Николай Журавлев.
«Мост через Керченский пролив – политическая инвестиция и декларация о серьезности намерений. Политические дивиденды более рискованны и требуют идеального проектного – как экономического, так и политического управления. Экономически, безусловно, данный проект несостоятелен», – считает эксперт Русской школы управления Андрей Ильдеменов.
«Сообщение через Керченский пролив было организовано с помощью железнодорожной и автомобильной переправы. Делались попытки организации постоянного железнодорожного моста, который функционировал непродолжительный период во время Отечественной войны, но в силу больших расстояний, особенностей рельефа и ледохода целесообразность реализации дорогостоящего проекта – под вопросом. Проект действительно требует больших вложений и призван решить вопрос с узким местом в сообщении между Россией и Украиной. Однако существуют развитые материковые путепроводы, которые традиционно используются достаточно эффективно. На сегодняшний день действительно неоднозначна необходимость строительства столь дорогостоящей инфраструктуры, которая должна в этом случае быть весомым фактором для развития южного региона России. Интеграция необходима, но экономический эффект, экономию на логистике и величину совокупных вложений необходимо привести в соответствие. После такого анализа можно будет принять решение о целесообразности проекта», – соглашается гендиректор «Совтрансавтоэкспедиции» Леонид Шляпников.