Чиновники снова готовы жестко регулировать рынок автомобильного топлива Фото Reuters
Нефтяные компании обяжут продавать на российском рынке фиксированную часть производимого бензина, дизтоплива и авиационного керосина. Проект соответствующего документа подготовлен Минэнерго и направлен в правительство. Этот механизм в чем-то напоминает «балансовые задания» 1990-х, которые запрещали компаниям экспорт нефти до тех пор, пока они не выполнят полностью поставки внутри страны. Как ожидается, введение ограничений на экспорт снимет риски резкого роста цен, дефицита и, как следствие, ажиотажного спроса на автомобильное топливо.
Вчера Минэнерго направило в правительство проект поручения по введению обязательства продавать на внутреннем рынке фиксированную часть топлива, производимого в стране.
«Минэнерго России считает нужным отметить, что нефтяные компании свободны в принятии решений по выбору оптимальных направлений поставок нефтепродуктов. Вместе с тем анализ ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, сложившейся в июле 2013 года, показал, что деятельность компаний не всегда является социально-ответственной. Кроме того, существует технический лаг по прекращению поставок на экспорт, связанный с наличием у компаний контрактных обязательств», – цитирует проект поручения Интерфакс.
Таким образом, решение задачи, поставленной правительственной комиссией по ТЭКу, перешло в активную фазу административных действий. Согласно проекту документа, Минэнерго планирует предложить нефтяным компаниям обеспечить поставки на внутренний рынок автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива для реактивных двигателей в процентах от производства, соответствующих доле внутреннего потребления в прогнозе социально-экономического развития страны, начиная с 2014 года. Необходимость регулирования топливного рынка авторы документа объясняют тем, что действующая редакция четырехстороннего соглашения между Минэнерго, ФАС, Росстандартом и нефтяными компаниями не устанавливает конкретных обязательств последних по поставкам топлива российским потребителям. Цифры не названы, но эксперты полагают, что объемы фиксированных продаж могут составить более 50% дизтоплива и до 95% бензина, производимых российскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ).
«Существующий механизм не является гарантией обеспечения внутреннего рынка качественными моторными топливами, что было заявлено в качестве одной из целей реализации программы модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, источником финансирования которой является налоговый режим 60/66 и дифференцированная ставка акцизов на моторное топливо разных экологических классов. В сложившихся условиях премия внутреннего рынка формируется только для автобензинов класса 5, доля которого высока (более 60%), но не абсолютна», – говорится в сообщении Минэнерго. В случае положительного решения правительства новые правила вступят в силу во втором квартале 2014 года.
Следует сказать, что алгоритм насыщения российского топливного рынка, предлагаемый Минэнерго, на поверку не столь уж оригинален. В 1990-х годах рост цен на бензин тоже пытались сдерживать, опираясь на административный ресурс. В частности, были введены так называемые балансовые задания. Смысл их в том, что экспорт нефти был запрещен для каждой компании до тех пор, пока компания не выполняла обязательства по поставкам внутри страны. Ограничения были сняты как нерыночные, поскольку нефтяная отрасль России рисковала погрузиться в миллиардные долги. Не исключено, что история может повториться. Аналитик по нефтегазовому сектору «Уралсиб кэпитал» Алексей Кокин считает, что регуляторная деятельность ничего хорошего отечественному топливному рынку не сулит. Он признался, что не понимает, зачем понадобилось вводить какие-то новые правила и запреты, когда уже есть защитные механизмы – здесь и заградительные пошлины, и неформальное соглашение правительства с нефтяными компаниями. Для автомобильного бензина определение объемов фиксированных продаж в принципе не актуально, поскольку почти все, что производят российские НПЗ, в России же и продается. С дизтопливом картина иная. У нас его производят более чем достаточно. А излишки экспортируются. Введение ограничений на зарубежные поставки, полагает Кокин, может изменить картину. Внутренние цены, возможно, и пойдут вниз, однако это чревато снижением доходности и, как следствие, сокращением объемов производства. Поэтому есть сомнения, что предложения Минэнерго будут приняты. «Думаю, все еще десять раз поменяется», – говорит Кокин.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша утверждает, что «балансовые задания» как таковые не возвращаются. Просто нефтяным компаниям, для которых экспорт выгоднее, Минэнерго хочет напомнить, что первичными для них должны быть обязательства по поставкам на внутренний рынок. «Все кризисы у нас начинались из-за нарушения баланса спроса и предложения. Как только снижались объемы поставок бензина и дизтоплива внутри страны, тут же возникал ажиотажный спрос и росли цены. В июле-августе прошлого года, например, оптовые цены на бензин повысились сразу на 30%. Ну а вслед за ними пошли вверх цены на АЗС», – подчеркнул Аркуша.
Теоретически можно обойтись без административных мер регулирования топливного рынка – создать по-настоящему конкурентную среду, но практически это осуществить очень непросто. В случае если предложение Минэнерго будет принято правительством, бензин и дизтопливо дешевле в России не станут, считает Аркуша. Выгоду он видит в другом – будет снят риск резкого повышения цен на автомобильное топливо. А значит, нет оснований и для паники у трейдеров и населения.
Между тем другие эксперты указывают, что директивное утверждение квот чиновниками создает определенный риск. Что будет, если чиновник просчитается и текущий спрос на бензин увеличится – например, из-за теплой весны и увеличения продолжительности массового автомобильного сезона? Даже небольшие ошибки в определении квот грозят либо дефицитом топлива и ростом розничных цен, либо недополученной экспортной выручкой нефтяников.