0
4426
Газета Экономика Интернет-версия

25.02.2014 00:01:00

Майские указы ждут новых стахановцев

Тэги: экономика, промышленность, девальвация


экономика, промышленность, девальвация Мифы об ударниках первых пятилеток могут вновь потребоваться российской экономике. Фото с сайта www.wikipedia.org

Директора российских промышленных предприятий пока не видят позитивных эффектов организованной властями девальвации рубля. Февральский опрос  показывает, что они в основном снижают активность, сокращают персонал и отказываются от планов технологического обновления. Из-за этого президентские планы повышения производительности труда и создания новых рабочих мест оказываются под вопросом, считают экономисты.

Нынешняя девальвация рубля теоретически должна была стать благом для промышленности – ведь она повысила ценовую конкурентоспособность и должна была увеличить экспорт. Однако опросы директоров предприятий почему-то не показывают увеличения оптимизма в промышленности. Напротив – индекс предпринимательской уверенности в феврале упал до –3%, что является худшим показателем за последние три года. Такие данные приводит Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ. Опросы директоров были организованы Росстатом, который собирал мнения руководителей 5,5 тыс. крупных и средних промышленных предприятий.

Анализ показал, что за февраль 2014 года принципиальных отклонений от стагнационного тренда развития отрасли не произошло. К наиболее заметным негативным показателям эксперты ВШЭ относят рост пессимистичных прогнозов относительно спроса и производства в ближайшие три-четыре месяца.

С другой стороны, опросы выявили и один положительный момент: промышленники довольно спокойно реагируют на возможное изменение цен – как на собственную продукцию, так и на приобретаемое сырье и материалы. Они не ожидают существенного роста инфляции в отрасли – по крайней мере в первом полугодии.

Экономисты ВШЭ объясняют умеренную реакцию директорского корпуса на обесценивание рубля двумя основными причинами. Во-первых, сегодня еще действуют старые контрактные цены, так что с инфляционными проблемами российские промышленные предприятия столкнутся лишь в следующем полугодии.

Во-вторых, большинство из них не планируют увеличивать издержки для модернизации своих основных фондов путем закупки дорожающего иностранного оборудования. Между тем именно на импортное оборудование и комплектующие ориентированы многие промышленные предприятия, отмечают авторы анализа.

«Тогда, правда, возникает вопрос: каким образом будут выполняться майские указы президента РФ в части создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест и увеличения до 2018 года производительности труда в 1,5 раза? На существующем сегодня оборудовании с высокой степенью износа выполнить эти задачи, особенно вторую, крайне сложно», – говорится в исследовании. Эксперты предлагают пойти экстенсивным путем, сократив занятость и получив арифметический эффект по росту производительности труда, или возродить стахановское движение. Однако эти механизмы связаны с серьезными социальными потрясениями, добавляют они.

С одним из главных преимуществ обесценивания рубля – заменой импортных товаров российскими – тоже все не так просто. «Надо отдавать себе отчет, что первые признаки эффекта от импортозамещения наступают, когда падение национальной валюты входит в коридор 30–40%. Для этого доллар должен возрасти до 40–45 рублей. Последефолтное, относительно быстрое восстановление промышленности в 1998–1999 годы проходило на фоне более 300-процентного падения рубля», – говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Однако сегодня 40% снижения может привести к негативным событиям, полностью нивелирующим положительный эффект от частичной девальвации, отмечает он. «В первую очередь пострадают предприятия, обновляющие свои основные фонды за счет импортного оборудования, которое в результате девальвации неизбежно подорожает. Это предприятия практически всех высокотехнологических видов промышленной деятельности, включая машиностроение. Увеличение издержек на оборудование предприятия будут компенсировать ростом цен своей продукции. При повышении своих цен производители столкнутся с падением спроса на продукцию, что  приведет к сокращению объемов производства или затовариванию готовой продукции на складах», – рассуждает эксперт. При этом ни инвестиционной активности, ни каких-либо макроэкономических факторов, способных оперативно изменить состояние делового климата, у нас нет.

Аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева считает, что ослабление рубля будет способствовать росту в тех секторах промышленности, которые работают в основном на отечественном сырье и чья продукция ориентирована на экспорт. «В России это в основном сырьевые компании, в частности нефтегазовые, – говорит эксперт. – Предприятия, которые закупают сырье за рубежом, только пострадают от слабой национальной валюты». По ее мнению, производители скорее взвинтят цены на продукцию, чем поменяют иностранных поставщиков сырья, с которыми работают годами.

Что касается замещения импортной одежды и обуви, то здесь также все довольно печально: замещать импорт практически нечем, говорит управляющий активами компании AForex Сергей Ковжаров.

«Адекватных программ импортозамещения у нас нет, – соглашается гендиректор компании «Народная казна» Алексей Лебедев. – Плюс вхождение в ВТО сильно подрезало наши возможности. А монетарные методы стимулирования внутреннего производителя очень сильно запоздали, так как ослабление рубля на фоне трехлетнего оттока капитала проблему внутреннего несырьевого производителя не решает». Государственные же инвестиции, по мнению Лебедева, пойдут в инфраструктурные проекты. Так что ослабление рубля не даст возможности населению отказаться от импортных товаров.

Впрочем, о подъеме промышленного сектора благодаря импортозамещению из-за ослабления рубля судить еще слишком рано, уверен аналитик по макроэкономике UFS IC Станислав Савинов. «Девальвация плавная, а не скачкообразная. Ее темпы относительно невелики, бизнес и население еще не успели адаптироваться к новым условиям», – полагает он. В дальнейших отчетах по промпроизводству нужно будет учесть еще и влияние крайне слабого начала года, напоминает Савинов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Планы на 2025 год – «ключевая ставка плюс терпение»

Анастасия Башкатова

Набиуллина рассказала, как выглядит солидарное сотрудничество, к которому призывал президент

0
782
Продажи нового жилья упали в два раза

Продажи нового жилья упали в два раза

Михаил Сергеев

На этапе строительства находится рекордное количество многоквартирных домов

0
782
ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

ОПЕК+ простимулирует РФ добывать больше, а зарабатывать меньше

Ольга Соловьева

Экспорту энергоносителей из России могут помешать новые западные санкции

0
1089
Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Тихановскую упрекнули в недостаточной помощи заключенным

Дмитрий Тараторин

Родственники отбывающих наказание утверждают, что стратегия противников Лукашенко только осложняет положение узников

0
627

Другие новости