Дмитрий Медведев интересуется перспективами животноводства. Фото РИА Новости
Российское правительство защищает интересы лоббистов-аграриев ценой здоровья всего населения. «Наши дети теряют в росте, в умственном развитии, потому что нет качественного животного белка», – заявил в среду помощник российского премьера Геннадий Онищенко. По его словам, в России настоящий молочный голод. Вместо нормы в 340 кг россияне потребляют в среднем только 247 кг молочных продуктов. Молоко в России стоит дороже, чем в Евросоюзе, собственное его производство падает, но правительство упорно ограждает россиян от дешевого молока. Вчера вице-премьер Дворкович пригрозил защитными мерами против европейского и белорусского молока.
Большинство россиян живут в условиях молочного голода. Об этом в среду на выставке AgroFarm заявил экс-глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, который сегодня работает помощником главы правительства. По словам Онищенко, российские дети теряют в росте из-за недостатка качественного животного белка. И не только в росте. Наши дети теряют и в умственном развитии, потому что нет качественного животного белка, подчеркнул Онищенко.
По его словам, в среднем один россиянин в год потребляет 247 кг молочных продуктов в пересчете на молоко, тогда как необходимо довести эту цифру хотя бы до скромной физиологической нормы в 340 кг в год.
Между тем, по данным Минсельхоза, в прошлом году собственное производство молока в России снизилось на 3,5%. Об этом сообщил вчера глава ведомства Николай Федоров на совещании в подмосковных Горках. Падение производства происходит на фоне значительных бюджетных дотаций и активных мер по защите внутреннего рынка. В 2013 году на субсидирование производства молока было выделено 12,7 млрд руб. Министр объяснил парадокс спада в условиях дотаций тем, что формы поддержки были неэффективными. Между тем постоянное сокращение молочного стада – это многолетняя тенденция, которую не в состоянии изменить российские власти.
По данным Росстата, численность коров в хозяйствах всех категорий неуклонно снижается с 1991 года. В 2000 году в РФ статистика насчитывала 12,7 млн коров, а сегодня их осталось около 8,8 млн. При этом власти ни на год не прекращают субсидирование молочного стада и постоянно ограничивают импорт. Благодаря этому литр молока стоит в российских магазинах дороже, чем во многих европейских странах. Такие завышенные внутренние цены стимулируют производство некачественного молока, разбавленного суррогатами и заменителями.
Между тем чиновники, судя по всему, собираются и в будущем искусственно поддерживать высокие цены на молоко. Чтобы ограничить импорт молока, они готовятся повысить таможенные барьеры.
Вице-премьер Аркадий Дворкович предложил инициировать антидемпинговое расследование на рынке молочной продукции в отношении стран Европы и Белоруссии. А премьер-министр Медведев заявил, что российская молочная продукция должна входить на белорусский рынок. «Мы должны будем в скором времени в отношении молочной продукции инициировать антидемпинговое расследование в отношении прежде всего европейских стран: субсидии там сверхвысокие, и это уже наносит вред нашей отрасли. Но проблемы и с Белоруссией», – сказал Дворкович.
Глава правительства отметил, что России «нужно научиться пользоваться всем этим арсеналом». «Надо активную позицию занимать. Что касается Белоруссии, ситуация должна быть прозрачна и симметрична, потому что у нас с ними практически общий рынок, единое таможенное пространство, но если сюда приходят белорусские производители, то и мы должны иметь возможность туда приходить», – объяснил Медведев.
Какую молочную экспансию готовит Россия против Белоруссии, премьер не сказал. Но при сокращении молочного стада, дефиците и падении производства сделать это будет явно не- просто.
Между тем многие экономисты считают, что открывать российский рынок для дешевого молока пока еще рано. «Смысл ограничивать ввоз импортного молока есть, поскольку это одна из комплекса мер, которая призвана поддержать отечественного производителя. Другой вопрос, что заградительные пошлины должны сопровождаться стимулированием отечественного производителя. Большинство ограничений для российских производителей молока продиктовано требованиями иностранцев, связанными со вступлением России в ВТО, что сказывается и на внутреннем производителе», – считает главный аналитик UFS IC Алексей Козлов.
«Если государство хочет защитить национального производителя, вполне логично, что оно будет начинать с ограничения импорта. Но спровоцирует ли это спрос на молоко и активизирует ли производство? По нашему мнению, при комплексном подходе это возможно. Как правило, цены на натуральное молоко, произведенное в России, выше по сравнению с аналогами из Белоруссии, однако с последней Россия взаимодействует в рамках Таможенного союза, что препятствует наложению санкций на ограничение ввоза молочных продуктов. Одной из мер, которая может помочь национальному производителю, является жесткое регламентирование технических требований к качеству молочной продукции», – советует управляющий директор UFXMarkets Деннис де Йонг.