Дмитрий Медведев указал аграриям на пользу ГМО Фото РИА Новости/Reuters
Почти 70% россиян, если верить социологическим опросам, не хотят употреблять трансгенные продукты. Однако следовать своим принципам для этих людей оказывается весьма затруднительно – сегодня производители не обязаны раскрывать всю информацию о наличии в сырье генно-модифицированных организмов (ГМО). Национальный союз защиты прав потребителей считает такое положение вещей недопустимым и подготовил поправки в законодательство. Потребителям предлагается предоставлять максимально полную информацию о составе продуктов питания, прежде всего о наличии в них трансгенов.
Россияне, как выясняется, слабо защищены от употребления в пищу продуктов питания, содержащих ГМО или антибиотики. Между тем проблема, по оценке руководителя Национального союза защиты прав потребителей Павла Шапкина, более чем серьезная. Сегодня в России реализуется до 20% продуктов питания, содержащих ГМО-компоненты. Тетрациклин и другие антибиотики присутствуют в 90% молочной продукции, в яйцах, мясе птицы, говядине, свинине и даже рыбе. По закону производители обязаны информировать потребителей о наличии в продуктах ГМО в том случае, если их доля превышает 0,9%. Однако на деле этим нередко пренебрегают.
Шапкин предлагает такую формулировку: информация о продуктах питания в обязательном порядке должна содержать сведения о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных компонентов составляет более девяти десятых процента.
Проблема ГМО – международная. В настоящее время в мире создано и доведено до испытаний более 1 тыс. линий генетически измененных растений. Из них около 200 разрешено к применению в агропроме. Среди трансгенных культур наиболее популярны соя, хлопок, рапс и кукуруза. В России до недавнего времени выращивание растений, созданных на базе генной инженерии, официально не было разрешено. Железный занавес официально рухнул в сентябре прошлого года, когда премьер Дмитрий Медведев подписал постановление № 839, разрешающее применение ГМО-культур. Решение вступает в силу с 1 июля 2014 года. Эксперты считают, что первые отечественные трансгенные продукты попадут на прилавки магазинов уже в 2016 году. Примечательно, что за месяц до принятия правительственного постановления президент Владимир Путин потребовал ужесточить контроль за ГМО-продуктами вплоть до их полного запрета.
Между тем и до официального допуска ГМО-сельхозкультур они разными путями проникали на российские поля. В частности, посевы трансгенных кукурузы и сои достигали порядка 400 тыс. га, нельзя исключить, что не выращивали по «инновационным» технологиям картофель, подсолнечник и рис. В научной среде не утихают дискуссии о вреде и пользе ГМО. Ну а население РФ свой выбор сделало – согласно социологическим опросам, до 67% россиян не хотят употреблять в пищу продукты, содержащие ГМО-компоненты.
Вопрос не ограничивается географией, внешними и внутренними границами конкретной страны. Дело в том, что за границей дешевые трансгенные продукты составляют основу продуктовой корзины беднейших слоев населения. Состоятельные же люди предпочитает пусть дорогие, но экологически чистые продукты без ГМО. Так что проблема вольно или невольно перерастает в социальную.
Завлабораторией генетических основ клеточных технологий Института общей генетики РАН Сергей Киселев считает, что потребители рано или поздно проголосуют кошельком за трансгенные продукты, когда возникнет реальная угроза дефицита продуктов питания. Вреда для здоровья, по мнению ученого, от ГМО быть не может. «За последние 30 лет средняя продолжительность жизни в мире выросла на 30 лет. Мы же едим говядину, но коровьи рога у нас от этого расти не начинают», – философски замечает Киселев. Все эти годы в пищу во многих странах мира употребляется генно-модифицированная соя. Сегодня до 80% посевов этой культуры выращивается по инновационным технологиям, основанным на генной инженерии.
Со своей стороны директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Елена Шаройкина напомнила, что их организация с 2004 года осуществляет общественный мониторинг продуктового рынка на безопасность и соответствие качеству. За это время активисты не раз находили продукты с ГМО без необходимой по российским законам маркировки, в том числе в детском питании. И это при том, что согласно закону о правах потребителей, если в продукте содержится свыше 0,9% ГМО от ингредиента, то маркировка обязательна. «Со времен Салтыкова-Щедрина ситуация не изменилась. Суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения», – замечает Шаройкина. По ее мнению, нужно не законы ужесточать, а обеспечивать полноценную работу госорганов, которые призваны создать действенную систему контроля, препятствующего неконтролируемому распространению ГМО в стране. Подписанное премьером постановление, ведущее к возможности высевания трансгенных культур на российских полях, эксперт назвала ошибочным. «Наша ассоциация оспаривает его в Верховном суде», – заявила Шаройкина.