Следственный комитет спешит на помощь российскому бюджету. Фото с сайта www.sledcom.ru
К борьбе с офшорами в России подключился Следственный комитет (СК). Он предлагает ввести уголовную ответственность за незаконное установление контроля над стратегическими предприятиями в интересах иностранных инвесторов. Правда, это больше похоже не на борьбу с офшорами, а на попытку воздействовать на так называемых иностранных агентов. Также следователи предлагают запретить офшорам участвовать в приватизации госактивов. Минэкономразвития, в свою очередь, прорабатывает запрет на участие офшоров в госзакупках. По мнению экспертов, перечисленные меры могут замедлить экономический рост, но вряд ли помешают офшорам получить доступ к госактивам и госзаказам.
Следственный комитет рассказал о своих рецептах борьбы с офшорами. В пятницу на заседании рабочей группы по законодательному обеспечению деофшоризации экономики СК предложил запретить аффилированным лицам и компаниям с офшорной подконтрольностью участвовать в приватизации госактивов.
Старший инспектор главного организационно-инспекторского направления СК Георгий Смирнов сказал, что органам надо дать возможность вести оперативно-розыскную деятельность для выявления связанных с офшорами лиц и организаций, которые претендуют на госактивы.
Кроме того, в СК указывают на необходимость уголовной ответственности за незаконное установление контроля иностранного инвестора над российским стратегическим предприятием, если эти действия совершались умышленно. Признак умышленности – уклонение от предварительного согласования сделки или представление заведомо недостоверных сведений.
«Сейчас государство законодательно ограничивает участие иностранного капитала в хозобществах, имеющих стратегическое значение. Одна из форм контроля – предварительное согласование сделок. Однако это ограничение очень легко обходят с использованием российских организаций, подконтрольных иностранному инвестору», – цитирует Смирнова Прайм.
По его словам, результаты следственной практики показывают, что «неисполнение ряда оборонзаказов связано именно с контролем иностранного инвестора над стратегическим предприятием».
В стране насчитывается около 500 стратегических предприятий. Перечень каждый год утверждается президентом, в список входят сырьевые, инфраструктурные, коммуникационные, научно-исследовательские и иные ключевые для отраслей предприятия.
Не только оборонный сектор замечен в офшорных схемах. «В структуре внешнеторгового оборота России 42% занимают операции, проходившие через компании, которые зарегистрированы в офшорных зонах, а это около 10 триллионов рублей, – рассказал в пятницу глава комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. – Нефть, нефтепродукты, металлы, лесоматериалы – основные товары, с которыми внешнеторговые операции идут через офшоры. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тысяч российских компаний».
Рябухин сообщил, что к началу февраля российские законодатели подготовят план по деофшоризации российской экономики. В плане будет прописано активное участие правоохранительных органов.
Правительственные чиновники тоже работают не покладая рук. В пятницу информагентства сообщили, что Минэкономразвития разрабатывает законопроект, который ограничит участие в госзакупках компаний, зарегистрированных в офшорах. Ведомство Алексея Улюкаева, а также Минфин, Минюст и Федеральная антимонопольная служба должны до 19 мая 2014 года внести в правительство пакет законопроектов по деофшоризации.
Напомним, в конце 2013 года президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию признал, что борьба с офшорами пока не увенчалась успехом. Путин перечислил необходимые меры борьбы – налогообложение по российским правилам доходов компаний, находящихся в офшорной юрисдикции, запрет на господдержку офшорных компаний и на их допуск к госзаказам. Президент поручил этим заняться правительству. Премьер Дмитрий Медведев переадресовал поручение профильным ведомствам.
Однако опрошенные эксперты полагают, что время для борьбы с офшорами и тем более для подключения к этому процессу правоохранительных органов выбрано не самое удачное. Да и меры, предложенные властями, не так уж эффективны, как может показаться.
«У нас 90% крупной собственности до последнего времени, по некоторым оценкам, принадлежало офшорным компаниям. И теперь получается, что хотят ввести уголовную ответственность лишь за попытку расширить этот офшорный контроль. А о том контроле, который уже есть, забывают. Это странно», – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«Кто властям мешал бороться с офшорами, когда экономика росла на 7–8% в год? Сейчас экономика стагнирует и переходит в рецессию. Борьба с офшорами, цель которой наполнить российский бюджет, лишь ухудшит инвестиционную привлекательность и снизит предпринимательскую активность», – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, властям лучше унять свой зуд реформирования.
Михаил Делягин считает, что придуманные властями запреты при желании можно легко обойти. «Я полностью поддерживаю идею недопуска офшоров к госзаказам и приватизации. Но нужно понимать, что офшорная структура может спокойно зарегистрировать в рамках этого правила компанию в России, которая будет потом действовать в интересах офшора», – поясняет эксперт.
Заметим, что вовсе не обязательно российской компании быть изначально как-то связанной с офшором. Компания вполне может соответствовать всем законодательным требованиям, и лишь потом – пройдя тендер на госзаказ или приватизировав госактивы – перепродать свою долю офшору. Это будет законная операция. И большой вопрос, как власти планируют запрещать компаниям такие сделки.
Делягин предложил свой вариант борьбы с офшорами: объявить, что в течение года все компании, которые находятся на территории РФ, должны перерегистрировать офшорную собственность. Для этого понадобится полный список офшорных зон, включая те, которые специализируются на передаче наследства. Имущество, которое будет зарегистрировано на офшоры или на аффилированные фирмы, объявить бесхозным.
Как бы то ни было, власти на самом деле не слишком заинтересованы в деофшоризации. Например, ранее замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач предупреждал, что борьба с офшорами может нанести удар по крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот».
Да и стремление Следственного комитета ввести уголовную ответственность за незаконное установление контроля над стратегическими предприятиями в интересах иностранных инвесторов больше похоже не на борьбу с офшорами, а на попытку воздействовать на так называемых иностранных агентов.