0
6992
Газета Экономика Интернет-версия

24.01.2014 00:01:00

Северный поход Сергея Шойгу

Тэги: минобороны, арктика


минобороны, арктика Российские власти видят хорошие перспективы Северного морского пути. Фото Reuters

Нынешний год в Минобороны объявлен Годом Арктики. Главой ведомства Сергеем Шойгу даны указания Генштабу о развертывании частей и подразделений, а также о создании военной инфраструктуры за Северным полярным кругом. Эксперты считают, что возвращение России в Арктику потребует значительных финансовых затрат. Предстоит восстанавливать брошенные несколько десятилетий назад военные аэродромы, строить военные городки и создавать береговую инфраструктуру вдоль Северного морского пути. Делается это для защиты стратегических интересов страны в регионе, в том числе и интересов сугубо экономических. В планах отечественных компаний – активное освоение месторождений природных ископаемых на континентальном шельфе арктических морей.

Вчера состоялся круглый стол на тему: «Арктика и интересы национальной безопасности России». Участники его пытались найти ответы на ряд принципиальных вопросов. В том числе – насколько реальны угрозы безопасности для нашей страны на северных рубежах? Что придется восстанавливать и что строить в первоочередном порядке? Проблема оказалась в зоне повышенного внимания после того, как на днях глава Минобороны Сергей Шойгу в соответствии с указаниями президента Владимира Путина объявил одним из главных приоритетов военного ведомства на 2014 год развитие военной инфраструктуры в Арктике. Министр дал распоряжение Генштабу подготовить проект по оперативному развертыванию в регионе частей и подразделений Вооруженных сил. Ранее было принято принципиальное решение восстановить аэродромы «Тикси», «Нарьян-Мар», «Алыкель», «Амдерма», «Нагурская», «Анадырь» и «Рогачево».

Эксперты затруднились назвать примерную потребность в финансовых затратах на реализацию планов восстановления полноценного военного присутствия в арктических широтах. В открытых источниках эти цифры по понятным причинам не фигурируют. Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин предположил, что это обойдется раз в пять дороже, чем создание аналогичной инфраструктуры где-нибудь в средней полосе России или в районе Каспия. «В свое время мы ушли с Севера, а возвращаться – дорогое удовольствие», – философски заметил он. Единственное утешение – армия будет расходовать свой бюджет в общих интересах. В частности, в будущем военная инфраструктура может быть использована научно-исследовательскими организациями, торговым флотом и рыбакам, МЧС. Впрочем, прямая экономическая выгода, по мнению Шаравина, тоже ожидается. Создание постов берегового наблюдения ВМФ в перспективе обеспечит навигацию для российских и иностранных судов по Северному морскому пути. Эксперт считает, что короткая морская дорога через льды из Азии в Европу (время в пути – 20 суток) окажется конкурентоспособной протяженному маршруту через Суэцкий канал (время в пути – 45 суток).

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков утверждает, что сил Северного флота недостаточно, чтобы в полной мере обеспечивать безопасность российских границ. «Необходимо помнить, что обеспечение безопасности нашей границы может быть осуществлено только с развертыванием адекватной группировки сил ВМФ», – сказал Сивков. В свою очередь, профессор кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО Андрей Загорский уверен, что вероятность вооруженного конфликта в Арктике «абсолютно минимальна». Поэтому в повестке дня должно быть установление погранконтроля, создание сил береговой охраны и аварийно-спасательных центров.

Для экспертов очевидно, что ускоренное восстановление военного присутствия России в Арктике продиктовано в немалой степени экономическими интересами. В феврале 2013 года Путин подписал стратегическую программу развития Арктики до 2020 года. Главная задача – изучить Арктический шельф, подготовить ресурсы нефти и газа к освоению и сформировать в Арктике резервный фонд месторождений. Континентальный шельф северных морей богат природными ископаемыми. Здесь обнаружены месторождения углеводородов. По данным ООН, разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд, газа – 

50 трлн куб. м.

Российские прогнозы, касающиеся углеводородов, куда более оптимистичнее международных. По словам главы «Роснефти» Игоря Сечина, по предварительным оценкам, запасы газа на континентальном шельфе РФ превышают 80 трлн куб. м, из них на лицензионных участках компании – 21 трлн куб. м. Конкуренцию «Роснефти» составляет другая крупнейшая госкомпания – «Газпром», которая получила лицензии на разработку 17 участков, у «Роснефти» таких участков 12. Считается, что эти лицензии в совокупности покрывают 80% перспективных запасов углеводородов российского шельфа в Арктике.

По логике, обладание правами на разработку перспективных месторождений должно работать на капитализацию нефтегазовых компаний. Однако в случае с Арктикой это правило пока не действует. По словам главного экономиста компании «Сбербанк CIB» Евгения Гавриленкова, у того же «Газпрома» есть несколько несостоявшихся проектов по разработке месторождений углеводородов на континентальном шельфе РФ в северных морях. Но это не повысило инвестиционную привлекательность компании. «Нет практических действий. Не понятно, насколько эти проекты реализуемы в принципе. С точки зрения оценки капитализации госкомпании сегодня перевешивают другие факторы», – подчеркнул Гавриленков.

Со своей стороны, партнер RusEnergy Михаил Крутихин напомнил о высокой себестоимости добычи углеводородов в Арктике. «Если представить, что добыча ведется уже сейчас, то эти нефть и газ невозможно продать с прибылью. Разве что если полностью освободить компании от налогов. Но тогда государство ничего не получит. Именно по этой причине разработку Штокмановского месторождения отложили в долгий ящик», – подчеркнул эксперт. Сроки реализации проектов на континентальном шельфе составляют 8–10 лет. Какие цены на нефть и газ сложатся к тому времени, одному Богу известно. Таким образом, краткосрочный и долгосрочный прогнозы по арктическим нефтегазовым проектам в настоящий момент практически не отражаются на инвестпривлекательности компаний.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
507
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
481
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
460
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
548

Другие новости