Обещания главы МЭР Алексея Улюкаева остановить рост тарифов для населения не были реализованы.
Фото РИА Новости
Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий вопросы региональной политики, популярно объяснил, почему поступили таким странным образом. По словам чиновника, в стране более 32 тыс. регулируемых организаций. «Принимать решение о том, что мы сможем обеспечить в каждой организации, в каждом доме нулевое повышение тарифов на коммунальные услуги, в принципе, технологически невозможно», – подчеркнул Козак. Правда, при этом почему-то «технологически возможно» контролировать индексацию тарифов по утвержденной правительством формуле. Эта странность бюрократической логики так и осталась без объяснений.
Минэкономразвития (МЭР) подсчитало, что предприятия от заморозки тарифов сэкономят до 130 млрд руб. в 2014 году. Глава ведомства Алексей Улюкаев выразил уверенность, что за счет этого предприятия получат необходимые финансовые ресурсы, смогут сбалансировать свои бюджеты и направить инвестиции в развитие в соответствии с принятыми бизнес-планами. Считается, что это окажет оздоравливающее воздействие на экономику и как минимум устранит угрозу сползания в рецессию.
Также ожидается улучшение и ряда других макроэкономических показателей. В частности, глава Минфина Антон Силуанов подсчитал, что благодаря этому в будущем году удастся примерно на 0,5–1% снизить инфляцию при прогнозе 5,5%.
Впрочем, у заморозки тарифов есть и оборотная сторона медали. Естественные монополии, которые привыкли закладывать в тариф инвестиционную составляющую, тут же предупредили о неизбежном сокращении инвестпрограмм.
Точку в дискуссии поставил президент Владимир Путин. «Хочу подчеркнуть: инвестпрограммы компаний с госучастием должны исполняться в этих условиях, но за счет снижения внутренних издержек. Над ними нужно самым активным образом работать – над снижением этих издержек», – заявил глава государства. Он напомнил, что решение правительства заморозить тарифы должно дать монополиям ясный сигнал работать над повышением своей эффективности.