Попасть в стационар можно только с серьезным диагнозом. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Начатая Минздравом программа оптимизации и повышения эффективности здравоохранения на практике оборачивалась протестами врачей и пациентов. В Минздраве на это отвечали, что «оптимизация» не есть «сокращение», это лишь «перепрофилирование». Однако Росстат в ежегодном отчете зафиксировал, что количество больниц, поликлиник и больничных коек с 2000 по 2012 год сократилось – в некоторых случаях на десятки процентов. Представители отрасли предупреждают, что при дефиците кадров «перепрофилирование» может принести больше вреда, чем пользы. Усугубляется проблема и территориальным фактором: сокращение единственной в населенном пункте «неэффективной» поликлиники не сделает доступнее качественную медицину.
За период с 2000 по 2012 год в России сократилось число больниц на 42% – с 10,7 тыс. до 6,2 тыс., а поликлиник почти на 23% – с 21,3 тыс. до 16,5 тыс. Сократилось также число больничных коек – на 19%. Если в 2000 году на 10 тыс. человек в стране приходилось 115 коек, то в 2012 году – уже 93. Такие данные обнародовал Росстат в ежегодном статистическом сборнике «Здравоохранение в России».
Как вчера объяснили «НГ» в Росстате, сокращение показателей связано с изменением методологии подсчета, произошедшим в 2010 году. Например, в случае амбулаторных учреждений перестали учитываться микропредприятия, то есть поликлиники, которые являются филиалами больниц. Кроме того, сегодня зачастую несколько профильных лечебных учреждений бывают юридически объединены в один центр – при этом фактически все они продолжают работать. Также в Росстате уточнили, что в сводках учитываются и государственные медучреждения, и частные.
Однако есть основания полагать, что не только изменение методологии сказалось на статистике, ведь ранее Минздрав запустил программу оптимизации соотношения стационарного и амбулаторного лечения, переноса тяжести с больниц на поликлиники. Помимо этого перед министерством стоит нелегкая задача повышения эффективности расходов на здравоохранение. Ведь ранее Минфин дал понять министру здравоохранения Веронике Скворцовой, что дополнительных денег из бюджета отрасль не получит (см. «НГ» от 16.11.12).
Начало 2013 года было отмечено массовыми протестами россиян по поводу закрытия в разных населенных пунктах роддомов, сокращения числа поликлиник и мест в больницах под предлогом «экономической неэффективности». Программа оптимизации и повышения эффективности обернулась тем, что содержание поликлиник или фельдшерских пунктов в сельской местности ради небольшого числа людей было признано нерентабельным. В итоге учреждения закрывали, а койки частично раскидывали по более крупным больницам, частично ликвидировали. Жителям было предложено обращаться за медицинской помощью в другие, более крупные населенные пункты, которые могли находиться за несколько десятков километров. Конечно, люди начинали протестовать. Достаточно вспомнить громкий скандал в Ярославской области, где роженицы были вынуждены на необорудованном транспорте по нескольку часов добираться до ближайшего роддома (см. «НГ» от 19.02.13).
Недовольство населения было столь велико, что власти пришлось объясниться. Министр Вероника Скворцова отметила, что в каждом конкретном случае вопрос о сокращении или расширении коечного фонда в том или ином лечебно-профилактическом учреждении должен решаться индивидуально. При этом, как поясняла Скворцова, основой оптимизации коечного фонда должно быть не столько его сокращение, сколько перепрофилирование (см. «НГ» от 26.09.13). Перераспределение нагрузки с больниц на поликлиники позволит отказаться от госпитализации пациентов только для обследования и освободит места для тех, кто действительно нуждается в стационаре.
«Программа разрабатывалась с учетом мирового опыта: в странах с эффективной системой здравоохранения 70% пациентов решают проблемы со здоровьем в поликлиниках и лишь 30% – в стационарах. Для сравнения: в Москве соотношение амбулаторной и стационарной помощи прямо противоположно», – констатировала глава Минздрава.
Эксперты, правда, пока не торопятся говорить о каких-то однозначно позитивных или негативных итогах оптимизации.
Заместитель председателя Профсоюза работников здравоохранения Михаил Андрончиков считает, что идея распределения нагрузки правильная, однако осуществить ее в российских условиях сложно, в первую очередь из-за дефицита кадров. «Сейчас стране не хватает примерно 10% врачей и 50% медсестер. Около 30% молодых специалистов не идут работать по специальности, так как растущая нагрузка и требования никак не соответствуют зарплатам. Многие врачи работают на 1,5–2 ставки», – описывает Андрончиков. Распределение усугубляет ситуацию – у стационарных учреждений отбирают легких больных, и на их место поступают тяжелые, а легкие идут в амбулаторию. Увеличение пациентов в поликлиниках предполагает патронаж – регулярное наблюдение больных. За рубежом с этим легко справляется средний медперсонал, а у нас это делать некому, говорит Андрончиков. «Если в одном месте уменьшается, то в другом должно прибавиться. Однако пока прибавилась только нагрузка на врачей. Система только начала работать, и оценивать ее еще рано. Но пока государственные затраты на здравоохранение в два раза ниже необходимых, западного уровня мы достигнем не скоро», – делает вывод эксперт.
С этим соглашается аналитик компании «Финам Менеджмент» Максим Клягин, который считает, что свою негативную роль играет недоинвестированность отрасли. «Дальнейшее расширение государственной поддержки здравоохранения, безусловно, необходимо», – уверен он.
Аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин считает, что в условиях России порочна сама стратегия оптимизации медицины путем укрупнения учреждений и «прореживания» их сетки. «К сожалению, неясно, какая часть из сокращенных поликлиник пришлась на крупные города, а какая часть – на глубинку, когда ликвидировалось последнее медицинское учреждение на всю округу. С учетом больших расстояний и качества дорог главным компонентом доступной медицины является территориальная доступность. Ухудшение этого показателя в условиях России обесценивает все остальные изменения, какими бы парадными они ни были. Если человеку для того, чтобы получить элементарные медицинские услуги, нужно преодолеть 50 километров по бездорожью, то считайте, что для него никакой доступной медицины не существует вообще», – замечает эксперт.
Минздрав обещал прокомментировать ситуацию позднее.