Эльвира Набиуллина обнаружила прорехи во внутренних границах Таможенного союза. Фото Reuters
Таможенный союз (ТС) России, Казахстана и Белоруссии сулит странам-участницам не только экономические выгоды, но и создает серьезные проблемы. По данным Центробанка, за последние два года, используя облегченные процедуры прохождения таможни на внутренних границах, из РФ вывезли 47 млрд долл. так называемого сомнительного капитала. Однако за этим стоит не только незаконный оборот товаров и услуг. Отечественные предприниматели, открывая новое дело, все чаще останавливают выбор на казахстанской юрисдикции. Как следствие – российская экономика недосчитывается новых производств, сокращаются рабочие места, казна меньше собирает налогов. Экономисты оценивают ситуацию более хладнокровно – они уверены, что ТС скоро докажет свою эффективность.Заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) на уровне глав государств пройдет в Москве 24 декабря, сообщила вчера пресс-служба Кремля. Президенты России, Белоруссии и Казахстана обсудят основные направления интеграционного взаимодействия государств Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), а также ход работы по формированию к 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме того, планируется рассмотреть подготовку к реализации «дорожных карт» по присоединению Киргизии и Армении к евразийским структурам. Будут приняты решения по совершенствованию единой таможенной политики, регулирования деятельности естественных монополий и правил конкуренции.
Однако самый конструктивный диалог на очередном заседании ВЕЭС не означает, что интеграционные процессы на территории Единого таможенного пространства проходят без проблем. Свой список претензий к партнерам по ТС есть у России. «Мы вынуждены констатировать, что в последнее время для этих целей недобросовестными хозяйствующими субъектами активно используются возможности, связанные с облегченными процедурами перемещения товаров и контроля в рамках Таможенного союза. По нашим оценкам, в 2012–2013 годах из России через ТС выведено около 47 миллиардов долларов», – заявила вчера глава ЦБ Эльвира Набиуллина. По ее словам, ситуацию необходимо менять, так как доля финансовых средств, которые уходят на нелегитимные финансовые операции, остается значительной.
В этой связи Набиуллина перечислила задачи ЦБ на ближайшую перспективу: оздоровление банковской системы путем прекращения деятельности тех участников, которые активно в значительных объемах проводят незаконные финансовые операции, операции по отмыванию денежных средств, обслуживают теневой сектор экономики и не хотят менять свое поведение, то есть тех, у кого бизнес-модель основана на таких операциях. Она пообещала освободить отечественный банковский сектор от клиентов, «постоянно проводящих сомнительные операции».
Банкиры считают, что эта задача выполнима. «На наш взгляд, в текущих условиях ЦБ может только повлиять на ужесточение процедур прохождения таможни в рамках Таможенного союза. Так, ЦБ выявлен большой процент сделок, благодаря которым вывод капитала из России производится на сомнительных основаниях. На наш взгляд, будет введен перечень оснований, по которым данные сделки больше не смогут совершаться. Иными словами, контроль за движением денег будет жестче – думаю, этот процесс будет курировать специальная служба», – говорит председатель правления ЗАО КБ «Златкомбанк» Алексей Шитов.
Жесткая позиция российского Центробанка, конечно, не подрывает устоев Таможенного союза.
Вероятно, нет у ЦБ и цели затормозить создание Единого экономического пространства. Однако по факту претензии Набиуллиной к хозяйствующим субъектам, выводящим из России миллиарды долларов через открытые границы в Белоруссию или Казахстан, едва ли можно считать слишком обоснованными. Просто бизнес делает выбор в пользу более удобной юрисдикции.
Для вице-президента «Деловой России» Николая Остаркова нет ничего удивительного в том, что часть российских предпринимателей, используя преимущества, открывшиеся перед ними с созданием ТС, поступают в соответствии со своими интересами. Исходя из удобства ведения бизнеса, многие предпочитают в первую очередь Казахстан, в который они инвестируют, создают новые производства. В обратном направлении активного движения казахстанского капитала не наблюдается. В результате Россия теряет инвестиции, рабочие места и налоговые поступления в бюджеты всех уровней, превращается в перспективный рынок сбыта, считает Остарков. Сегодня от членства ТС в большей степени выигрывает Казахстан, уверены в «Деловой России».
В свою очередь, первый замдиректора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин призвал оценивать настоящее и будущее ТС не тактически, а стратегически. Чтобы экономика была по-настоящему эффективной, требуется достаточно емкий рынок сбыта. В идеале – 400–450 млн человек. Население России сегодня чуть более 140 млн. Так что единое таможенное, а в среднесрочной перспективе единое экономическое пространство должно расширяться, втягивая в свою орбиту новые страны. На постсоветском пространстве интеграционные процессы могут идти легче, учитывая, что когда-то здесь уже существовал единый народно-хозяйственный комплекс, значит, новая кооперация предприятий в действительности предполагает восстановление разрушенных старых связей. Ради будущих выгод от взаимного сотрудничества Сорокин готов смириться с текущими потерями. Даже если счет идет почти на 50 млрд долл., которые РФ потеряла за последние два года.