Сразу после инаугурации в 2012 году Владимир Путин подписал ряд важнейших указов. Фото РИА Новости/Reuters
У регионов все меньше возможностей финансировать исполнение поствыборных указов президента Владимира Путина. Самым обременительным оказалось требование повысить зарплаты в здравоохранении, образовании и культуре. Чтобы его исполнить, регионы резко сокращают другие расходы, но и это уже не помогает. Вчера агентство Standard & Poor’s (S&P) предупредило, что совокупный дефицит региональных и местных органов власти в ближайшие годы в разы превысит плановые показатели Минфина, совокупный объем долгов регионов удвоится. Недофинансированная социальная, транспортная и коммунальная инфраструктура начнет давать сбои. Эксперты не исключают, что властям придется задуматься о пересмотре майских указов президента.
На российские регионы непосильным бременем легли расходы, связанные с исполнением майских указов президента, которые, в частности, предполагают повышение зарплат в бюджетной сфере. Уже в 2012 году зарплаты педагогических работников общеобразовательных учреждений должны были вырасти до средней по региону. Правда, из-за бюджетных проблем далеко не все регионы справлялись с этой задачей не только в 2012-м, но и в 2013 году (см. «НГ» от 15.05.13).
Также, по одному из указов, к 2018 году должны вырасти до средней по региону зарплаты преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений, работников культуры. Зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников к 2018 году должны составить уже 200% от среднерегиональной.
Но чем больше повышается зарплата какой-либо категории работников в регионе, тем выше становится и сама среднерегиональная зарплата, и догнать ее все сложнее. «Несчастные регионы как за хвостом своим бегают, неспособные выполнить поручение президента», – поясняла гендиректор Центра фискальной политики Галина Курляндская (см. «НГ» от 26.08.13).
Чтобы угнаться за целевыми ориентирами указов, регионы вынуждены дополнительно наращивать расходы, но уже в ущерб финансированию других не менее важных сфер – прежде всего инфраструктуры. «В будущем году примерно 20 регионам придется финансировать дополнительные расходы в объеме более 10% текущих доходов. Этот показатель может еще больше увеличиться. Общий объем дополнительных расходов может составить в общей сложности 1,6–1,7 трлн руб. в 2013–2015 годах и превышать 1 трлн руб. ежегодно в 2016–2018 годах», – говорится в материалах S&P.
Аналитики агентства прогнозируют, что «расходы региональных и местных органов власти в 2014 году превысят прогнозные значения Минфина на 500 млрд руб., а в 2015-м – на 700 млрд руб.». По их оценкам, совокупный объем дефицитов региональных бюджетов составит 600 и 800 млрд руб. в 2014 и 2015 годах соответственно, а вовсе не 200 млрд руб. ежегодно, как ожидает Минфин. Дефицит региональных бюджетов в разы превысит официальные прогнозы.
Минфин планирует в следующем году сократить перечисления регионам более чем на 5%, однако вряд ли это выполнимо. Как показывает анализ S&P, по факту помощь федерального Центра регионам уже несколько лет превышает заложенные в бюджете объемы. Пример – федеральные бюджетные кредиты, которые Центр выдает субъектам на льготных условиях. В бюджете на 2013 год первоначально было заложено, что на такие кредиты Центр выделит около 80 млрд руб., по факту он выделил вдвое больше – почти 160 млрд руб. То же самое может случиться и в следующем году. Но проблема в том, что федеральный бюджет в предстоящие три года будет дефицитным.
Агентство Standard & Poor’s предупредило
о безвыходном положении многих регионов. Фото Reuters |
При этом, как замечают в S&P, «государственная политика предоставления бюджетных кредитов непрозрачна». Уже несколько лет в пятерку крупнейших получателей бюджетных кредитов входили не только слабые Саратовская и Московская области, но и успешный Татарстан, который готовил Универсиаду, Краснодарский край, который проведет Олимпиаду, а также Москва.
Долговое бремя будет расти. В абсолютном выражении объем долга регионов увеличится с менее чем 1,5 трлн руб. в 2013 году до более чем 3 трлн руб. в 2015-м. «Почти в половине регионов объем прямого долга может превысить 60% текущих доходов в ближайшие два года», – предупреждает агентство. Шаткое положение регионов, которые начнут для погашения прошлых займов брать новые, приведет к ужесточению и удорожанию кредитования. «Средний уровень расходов на обслуживание и погашение долга к 2015 году, вероятно, повысится в 1,5 раза», – ожидают аналитики.
И самое главное – многим регионам уже не на чем экономить, у них нет финансовой гибкости для маневра и повышения зарплат в бюджетной сфере. Некоторым субъектам без дополнительной поддержки Центра может угрожать дефолт. При этом инфраструктура крайне недофинансирована, и это чревато сбоями, для устранения которых тоже потребуются бюджетные вливания. «Недофинансирование региональной и муниципальной инфраструктуры за последние десять лет может быть эквивалентным как минимум 10% ВВП», – говорится в материалах.
В S&P считают, что есть три сценария развития событий. Первый – власти продолжат требовать от регионов неукоснительного исполнения указов президента в полном объеме и будут крайне избирательно поддерживать лишь некоторые субъекты. Второй – власти окажут необходимую дополнительную помощь всем регионам, особое внимание уделив самым слабым. Третий – власти скорректируют указы президента, продлив сроки реализации или снизив целевые показатели, одновременно с этим будет оказана помощь самым слабым регионам. Похоже, пока власти склоняются к первому варианту. Хотя не исключено, что они начнут комбинировать эти сценарии.
«Федеральный бюджет сейчас очень слаб и может помогать регионам избирательно. Поэтому многим придется затянуть пояса», – комментирует аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. Но на словах руководство страны вряд ли начнет смягчать требования президентских указов, ведь это вопрос политической репутации. По мнению начальника департамента Солид Банка Геннадия Фофанова, регионам придется проводить более продуманную экономическую политику, повышать финансовую дисциплину. Добавим, что необходимо также будет повышать качество управления на федеральном уровне.
Даже когда Центр выделяет регионам средства, далеко не всегда они направляются местной властью на обозначенные цели. Уже были примеры, когда некоторые губернаторы воспринимали требование Центра повышать зарплату бюджетникам чуть ли не как посягательство на собственный карман. Более того, нередко самые дотационные регионы оказываются самыми упадочными, потому что федеральный Центр не столько финансирует там бюджетную сферу или инфраструктуру, сколько проплачивает лояльность местных элит.