0
8477
Газета Экономика Интернет-версия

29.11.2013 00:01:00

Таможня книжек больше не читает

Тэги: таможня, фтс, перевозки, правила


таможня, фтс, перевозки, правила На российских границах меняются правила для международных автоперевозчиков. Фото Reuters

На российской границе в этом году существенно изменились условия работы импортеров и автоперевозчиков. Причина – отмена Федеральной таможенной службой (ФТС) действия книжек международных дорожных перевозок (МДП) при пересечении границы России. Формальным поводом стал долг перевозчиков в размере 20 млрд руб., образовавшийся почти за 20 лет. В ноябре новые правила начали вводиться на западных рубежах. Так, 12 ноября книжки МДП перестали действовать на границе с Украиной, 20 ноября на границе с Эстонией, а с 1 декабря новый занавес опустится на всех границах. Происходящим встревожены не только наши ближайшие соседи, но и Евросоюз – ведущий внешнеторговый партнер России.
Через несколько дней, как ожидается с 1 декабря, российские таможенники полностью отменят действия книжек МДП, которыми пользуются во всем мире автоперевозчики при пересечении границ. После этого знаки TIR на автопоездах станут ненужной экзотикой. Сейчас на территории России осуществляется 50% всех перевозок по линии МДП, в абсолютных цифрах – до 1,5 млн операций в год. Изменения правил чреваты увеличением сроков доставки грузов на 30–40%. Эксперты считают, что в результате Россия может потерять до 15% ежегодного объема международных автомобильных перевозок, что составляет примерно 28 млрд руб.
Напомним, систему международных автомобильных перевозок регулирует Конвенция 1975 года. Этот документ работает практически по всему миру, что позволяет грузоперевозчикам пересекать границы без особых проблем. Как правило, досмотра не требуется. Таможня в стране отправления пломбирует фуру, оформляет единый для всех стран документ таможенного контроля – «TIR-карнет», это и есть книжка МДП. Еще одно важное преимущество книжек МДП – груз проверяется на таможне уже в стране назначения. Стоимость одной книжки 1980 руб. Их отмена может вынудить перевозчиков каждый раз при пересечении границы оплачивать эту сумму.
Принципиальный момент, определяющий удобство книжек МДП, в том, что гарантийные обязательства по доставке груза до таможни назначения вместе с перевозчиком несет национальная организация – член Международного союза автомобильного транспорта (IRU). В России эти полномочия делегированы Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП). Таможенники обвиняют организацию в неуплате в бюджет 20 млрд руб. Задолженность образовалась с 1994 года. Глава департамента МДП IRU Марек Ретельски утверждает, что претензии по задолженностям АСМАП давно урегулированы. Высший арбитражный суд РФ 14 октября 2013 года вынес постановление о признании недействительным решения ФТС. Реакция ведомства оказалась своеобразной – были разосланы письма об отмене книжек МДП в органы исполнительной власти Сибирского, Дальневосточного и Приволжского федеральных округов.
Президент АСМАП Евгений Москвичев называет происходящее «попыткой рейдерского захвата». У организации есть выбор – подать еще один судебный иск либо дождаться ответа президента Владимира Путина, которому было направлено обращение с просьбой разобраться в ситуации. Аналогичные письма адресованы премьеру Дмитрию Медведеву, в МИД и Минтранc. Проблема в том, ведет ли ФТС свою игру или выполняет чье-то поручение. Председатель Центрального комитета профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко уверен, что чиновники попытаются перенаправить денежные потоки. Он не исключает, что за этим могут стоять влиятельные политические фигуры. В свою очередь, партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко напомнил, что решения суда обязательны к исполнению всеми. Следовательно, чиновники ФТС могут быть привлечены к ответственности, в частности, оштрафованы. Что касается задолженности АСМАП, то, по словам юриста, общий срок давности взыскания ограничен тремя годами. Следовательно, сумма долга скорее меньше 20 млрд руб.
Представитель холдинга AsstrA Николай Епихов в отказе ФТС от книжек международных дорожных перевозок ничего страшного не видит. «Причины достаточно четко изложены. Существующая задолженность АСМАП и необходимость совершенствования механизма гарантийных выплат. Дополнительного барьера между Россией и остальным миром не появится. Вводятся национальные нормы транзита: поручительство, депозит, гарантийный сертификат и др. Потребуется время для нормализации работы новой системы», – подчеркнул Епихов.
«Решение отказаться от книжек МДП и действия конвенции TIR обсуждалось долго и несколько раз переносилось. Сделано это, на мой взгляд, для увеличения собираемости налогов, ведь теперь пересечь границу можно под таможенное обеспечение либо финансовые гарантии, при растаможке груза на границе или в сопровождении конвоя до места таможенной очистки. Перевозчики, в том числе из других государств, вынуждены покупать финансовые гарантии, что увеличивает их издержки. Конечно, транспортные компании перекладывают это на владельцев грузов, а те соответственно на конечного потребителя», – говорит руководитель отдела маркетинга компании DLS-Russija Олег Власов.
Можно дискутировать по поводу размера недоплаты автоперевозчиками, но проблема действительно есть. И способ решения этой проблемы через транзит без книжек МДП – это нормальная альтернатива, считает руководитель отдела по таможенному оформлению компании «ЛогЛаб» Галина Батталова. Она уверена, что, когда перевозчики совместно с участниками внешнеэкономической деятельности ознакомятся с новыми правилами, оформят хотя бы один раз гарантийный сертификат, страсти улягутся.    

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
249
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
283
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
403
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
344

Другие новости