Инфраструктура в стране стареет быстрее, чем ее успевают обновлять. Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Коммунальная реформа, начавшаяся в стране еще в середине 90-х, так и не привела к ожидаемым улучшениям. Главные идеи – перенос 100% платежей на население, приватизация и внедрение конкуренции – оказались дискредитированными. В стране продолжается рост тарифов и одновременно увеличивается износ коммунальной инфраструктуры, который уже угрожает здоровью граждан. Но еще хуже, что сегодня у властей нет разумной программы модернизации ЖКХ. Чиновники надеются на директивное ограничение суммарных платежей населения и на введение предоплаты услуг. Вчера новый министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что нужно ужесточить правила игры для рынка коммунальных услуг.В Москве вчера начался двухдневный Национальный конгресс «Современные подходы к модернизации и управлению ЖКХ в России», организованный при поддержке правительства. Новый министр строительства и ЖКХ Михаил Мень рассказал, что необходимо ужесточить правила игры и очистить рынок коммунальных услуг от недобросовестных участников. «Планируется введение материальной ответственности за предоставление потребителям некачественных услуг и за ошибки в предоставлении счетов, – цитирует министра Интерфакс. – Для наведения порядка целесообразно введение контроля государства по управлению многоквартирными домами». Первый замглавы комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева рассказала, что в стране все больше оборотов набирает реформа ЖКХ. В Думе сейчас находится около 70 законопроектов, направленных на совершенствование отрасли.
Однако на практике такая бумажная деятельность властей к заметным улучшениям пока не привела. В 90-х годах, еще при президенте Борисе Ельцине, в России стартовала реформа ЖКХ, которая была призвана обеспечить со стороны населения 100-процентную оплату всех издержек, простимулировать обновление фондов, внедрить в сферу ЖКХ рыночные стимулы и конкуренцию. В течение нулевых годов стало очевидно, что эти цели не достигаются. Монополии не пытаются умерить аппетиты, рост тарифов не прекращается, фонды если и обновляются, то намного медленнее, чем стареют. Качество услуг ухудшается, рыночные стимулы не заработали, началась неразбериха, и теперь непонятно, кто за что несет ответственность в случае форс-мажора.
О деградации коммунальной инфраструктуры можно судить по данным официальной статистики. Росстат сообщает, что с 1995 по 2012 год в стране почти удвоилась протяженность водопроводных, канализационных и тепловых сетей, требующих замены. Если в 1995 году изношенными были 70,6 тыс. км водопроводных сетей, то к 2012 году таковых стало почти 155 тыс. км. По итогам 2012 года около 44% всех водопроводных сетей страны требует замены. Также сейчас изношено более 40% канализационных сетей, это 32 тыс. км. И наконец, требуют замены почти 50 тыс. км теплосетей. Из-за ветхих теплосетей потери тепла достигают 11%. Михаил Мень уже признал, что за последние 20 лет износ коммунальной системы составил более 60%.
О последствиях развала коммунальной инфраструктуры говорят и новости из регионов об очередной аварии, вызванной непогодой – будь то жара, дождь или снег. Нередко такие аварии и перебои наносят вред здоровью граждан. Последний пример – вспышка кишечной инфекции из-за некачественного водоснабжения в городе Инза Ульяновской области. В детских садах и школах города введен карантин. Есть госпитализированные. Большинство пострадавших – дети. По данным регионального управления Роспотребнадзора, причиной инфекционной вспышки стала некачественная питьевая вода. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на областную прокуратуру, состояние городского водопровода начало вызывать тревогу еще летом прошлого года. Тогда по требованию ведомства чиновники выделили более 5 млн руб. для ремонта магистрали. Однако либо ремонт был сделан некачественно, либо дали о себе знать другие участки прогнивших труб.
Создается впечатление, что у российских властей все меньше понимания, как выходить из сложившегося коммунального тупика. Пока что единственные четко сформулированные решения – это ежегодное ограничение роста тарифов ЖКХ, которое, правда, на местах нарушается, а также новая идея «энергопайка» и предоплаты (см. «НГ» от 15.11.13 и 14.11.13). Но улучшат ли такие меры состояние всей отрасли – большой вопрос.
Более того, некоторые прошлые решения, принятые в рамках реформы, местные власти теперь пытаются откатить назад. Например, передачу коммуналки на откуп частным управляющим компаниям. Так, мэр Москвы Сергей Собянин уже рассказал «НГ», что вместо добросовестных управляющих компаний в городе появились «левые конторы, созданные или крышуемые местными чиновниками, которые плевать хотели на интересы жителей». В итоге в мэрии решили пойти по пути создания госучреждений, эксплуатирующих жилой фонд и поставляющих коммунальные услуги. Как сообщил Собянин, в 80% случаев жители сами выступают за создание таких государственных организаций, потому что тогда становится понятно, с кого спросить в случае возникновения проблем (см. «НГ» от 21.10.13).
Эксперты признают, что происходящее в сфере ЖКХ очень далеко от идеала. Пока лишь выделены наиболее важные проблемы. Но решение одних проблем порождает новые. Например, аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева надеется на улучшение ситуации в электроэнергетике. Правительство запланировало построить до 2030 года десятки новых электростанций и модернизировать старые. «Однако строительство и модернизация должны окупиться, поэтому ожидать снижения стоимости электроэнергии не стоит», – предупреждает эксперт.
Реформа состоялась, уверен член комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере ЖКХ Юрий Павленков. Правда, не во всем. С одной стороны, структура частной жилой собственности увеличилась с 8 до 90%, предприятия – производители коммунальных ресурсов в значительной мере стали частными, рынок управления жилой недвижимостью все же стремится к конкуренции. «И в вопросе достижения рыночной стоимости коммунальных услуг реформа тоже произошла. Стоимость ресурсов за 12 лет опередила инфляцию в 4–5 раз. Самый дорогой ресурс – тепло, затем – электроэнергия, водоснабжение, газ», – перечисляет Павленков.
Однако, с другой стороны, собственник так и не ощутил себя в полной мере хозяином жилья. «Главное препятствие – правовая незавершенность процедур государственной регистрации общего имущества собственников», – поясняет Павленков. По его словам, нужно зарегистрировать собственность не только на жилое помещение, но и на долю общего имущества в доме, в том числе на землю. Этого, однако, не происходит. И часто – по воле самих властей.