Центральная кольцевая автодорога должна перераспределить грузопотоки в московском регионе. Схема из информационных материалов ОАО «ЦКАД»
Стоимость строительства километра Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) превысит миллиард рублей. Первый участок ЦКАД протяженностью 49,5 км государственная компания «Автодор» оценивает в 52,3 млрд. руб. Ранее Федеральное дорожное агентство («Росавтодор») сообщало, что средняя стоимость километра дороги в России составляет от 68 млн до 600 млн рублей. Но ЦКАД, как поясняют государственные заказчики, – дорога непростая, поэтому и цена на нее особенная.Государственная компания «Автодор» объявила открытый одноэтапный конкурс на право заключения долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству, содержанию и ремонту первого участка ЦКАД.
Речь идет о четырех полосах движения протяженностью 49,5 км, которые пройдут по территории городского округа Домодедово, Подольского района Московской области, Троицкого административного округа Москвы и Наро-Фоминского района Московской области.
Строительство стартует в 2014 году и продлится до 2018-го. Общая стоимость проекта – 52,3 млрд руб., из которых 45,6 млрд руб. – государственное финансирование. Помимо самой трассы, будут также возведены четыре развязки, 14 мостов, 24 путепровода и три эстакады. Расчетная скорость движения по трассе составит 140 км/час.
Выходит, 1 км ЦКАД будет стоить более 1 млрд руб., 1 погонный метр – более 1 млн руб. Цена неожиданная, ведь ранее глава «Росавтодора» Роман Старовойт, казалось, пролил свет на стоимость дорожного строительства в России. «Средняя стоимость строительства 1 километра автодорог в России колеблется от 100–120 миллионов рублей для дорог третьей категории и до 200–600 миллионов рублей для дорог первой категории», – цитировали Старовойта информагентства.
Причем получалось, что эти суммы учитывают все необходимое благоустройство территории. Потому что, как пояснял Старовойт, если исключить из стоимости налоги и затраты на подготовку земель, 1 км многополосной трассы обойдется примерно в 68 млн руб. (см. «НГ» от 06.11.13).
«НГ» обратилась в госкомпанию с просьбой разъяснить, почему стоимость ЦКАД не соответствует ориентирам «Росавтодора». В пресс-службе госкомпании подчеркнули, что нельзя сравнивать стоимость масштабного проекта в густонаселенном районе – Московской области – со средними цифрами по России.
«Что касается стоимости 1 километра ЦКАД, то подготовка территории строительства в Московской области включает в себя выкуп дорогостоящих земель, а также большой объем переноса коммуникаций и меры по защите экологии, – пояснили в «Автодоре». – Всего на первом строительном участке первого пускового комплекса предстоит переустроить 206 инженерных коммуникаций, в том числе 92 кабеля связи, 75 высоковольтных линий электропередачи, 32 газопровода различного типа, два нефтепродуктопровода, три коммуникации на пересечении с железной дорогой и т.д.».
Как сообщили «НГ» госзаказчики, данный участок ЦКАД будет проходить преимущественно по территории с плотной застройкой. Более того, выяснилось, что «ЦКАД строится с нуля параллельно автодороге А107, и только на пятом пусковом комплексе протяженностью 87,7 километра будет проведена полномасштабная реконструкция автодороги А107». Хотя, заметим, ранее из заявлений чиновников можно было сделать совершенно иной вывод – что ЦКАД в основном пройдет по уже имеющимся трассам.
Особое внимание при строительстве ЦКАД будет уделяться вопросам экологии. «Для минимизации воздействия дороги на окружающую среду и соблюдения норм по уровню шума около населенных пунктов требовались дорогостоящие проектные решения, – обращают внимание в «Автодоре». – Проект предусматривает мероприятия, снижающие последствия негативного воздействия на окружающую среду: устройство специальных искусственных сооружений – экологических переходов для животных (экодуков), установку шумозащитных экранов и шумозащитного остекления в местах с повышенным уровнем шумового воздействия, создание сооружений для очистки ливневых стоков с поверхности автодороги».
Опрошенные эксперты соглашаются с тем, что выкуп земель под строительство действительно может раздуть сметы. «Не секрет, что скупка земель на месте предполагаемого производства строительных работ является обычной бизнес-практикой, чтобы потом получить прибыль за счет продажи государству. В некоторых местах это может вылиться в десятки и сотни миллионов рублей, потому что земля стоит дорого, а людям нужно предоставить равноценное возмещение», – отмечает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров.
Стоит, правда, уточнить, что далеко не всегда выкуп земель осуществляется у бизнес-предприятий, не исключены и схемы выкупа земли фактически у заинтересованных чиновников, заполучивших заранее эти территории в свое владение. Расходы могут увеличиться из-за сложностей по возведению мостов и развязок, согласования строительства и необходимости идти на преференции местным властям, добавляет Ковжаров.
При этом некоторые эксперты считают, что далеко не все косвенные расходы уместно закладывать непосредственно в смету строительства дороги. «Например, если речь идет о переносе жилых зон вокруг будущей трассы, это уже вопрос иного порядка, который напрямую к строительству не относится. Подобные мероприятия не должны учитываться в цене километра дороги, так как к самой многополосной ЦКАД никак не относятся», – замечает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
В Федеральном дорожном агентстве комментировать стоимость строительства ЦКАД отказались, объяснив это тем, что оно не отвечает за данный проект, он находится в ведении госкомпании «Автодор».