Несмотря на протесты, добыча на Арктическом шельфе начнется уже через месяц. Фото с сайта ОАО «Газпром»
Морская ледостойкая платформа «Приразломная», на которую в сентябре пытались подняться активисты Greenpeace, начнет промышленную добычу нефти в декабре 2013 года. Об этом сообщили в пресс-службе администрации Ненецкого автономного округа. Несмотря на успешное решение сложной задачи, серьезного технологического прорыва Россия не получит, считают эксперты. Зато, как полагают экологи, риск прорыва хранилищ возрастает.Сроки начала работы «Приразломной» обсуждались в Санкт-Петербурге во время встречи губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Федорова и гендиректора компании «Газпром нефть» Александра Дюкова. Добытая нефть будет накапливаться в танках-хранилищах, расположенных в кессоне морской ледостойкой платформы (МЛСП) «Приразломная», уточнили в пресс-службе компании «Газпром нефть».
«Максимальный проектный уровень добычи составит около 6,3 миллиона тонн в год, – говорят разработчики проекта. – Для успешной разработки месторождения предстоит создавать береговую инфраструктуру. Во втором квартале 2014 года планируется ввести в эксплуатацию вахтовый поселок перевалочной базы, а к концу 2016 года – ведомственный вертодром перевалочной базы на Варандее».
Между тем экологи по-прежнему бьют тревогу. «Технологии, которые будут применяться для нефтедобычи на платформе «Приразломная», устарели на 20–30 лет», – считает руководитель программы по экологической политике ТЭКа Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Алексей Книжников. Высокие экологические риски, связанные с реализацией проекта, эксперт объясняет тем, что платформа представляет собой резервуар, в который будет закачиваться добываемая нефть. В случае ЧП утечка может нанести большой экологический ущерб экосистеме Арктики.
По мнению Книжникова, большая часть оборудования платформы отработала свой срок. «По сути, верхняя часть платформы, которая была куплена Россией, по нашим оценкам, – это просто сбыт к нам отработавшей свой срок буровой инфраструктуры, – негодует эксперт. – Таким образом, был найден не только способ утилизировать, но и заработать на продаже нам отработавшего оборудования». По его словам, если уж реализовывать первый в мире проект по добыче нефти в Арктике, то он должен отвечать наилучшим, самым современным технологиям и стандартам, чего нельзя сказать о платформе «Приразломная».
Впрочем, собственник платформы ОАО «Газпром нефть» считает, что «Приразломная» соответствует всем международным стандартам. В частности, Александр Дюков в начале октября заявил, что платформа оснащена всем оборудованием, необходимым для безопасного функционирования. Более того, всеми экспертами ряда компаний, среди которых RPS Energy Ltd., Kvaerner, Noble Danton и другие, по его словам, «отмечено соответствие платформы международным стандартам».
Как считает первый вице-премьер «Российского союза инженеров» Иван Андриевский, платформа «Приразломная» представляет интерес не только из-за нашумевшей истории с Greenpeace. «Место и условия, в которых предстоит добывать нефть в Баренцевом море, объективно тяжелые, – отмечает он. – Надо понимать, что в России создали первую в мире ледостойкую платформу. Конечно, возникали споры по поводу ее эксплуатации. Но все они будут сняты только после того, как платформа действительно начнет первую добычу. На сегодняшний день все опасения из-за ввода ее в работу вызваны тем, что существуют мелкие шероховатости, которые устраняют уже на месте, и они, по оценке специалистов и инженеров, не такие существенные. Поверьте, они переживают за судьбу платформы не меньше активистов Greenpeace».
Между тем, как напоминает содиректор аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Григорий Бирг, «Приразломная» строилась в течение 15 лет, при этом ее стоимость выросла с момента начала строительства примерно в два раза – с 1,6 млрд до 3 млрд долл. без учета инфраструктуры. При этом верхняя часть была куплена у норвежской компании Monitor TLP и представляет собой списанную платформу Hutton, построенную в 1984 году. «Приразломная» станет первой платформой, работающей на российском Арктическом шельфе, однако большая часть оборудования, используемого при ее строительстве, является импортным», – отмечает он.
К тому же неизвестно, на чем сэкономили, поскольку строительство подобной платформы в Норвегии оценивается в 1,6–1,7 млрд долл. И тогда вопрос: не проще ли купить новую платформу, нежели модернизировать заведомо устаревшую?