Наполняемость трибун – важная задача организаторов. Фото Reuters
Сочинская Олимпиада с точки зрения национального состава гостей может оказаться внутрироссийской. Ведущие международные туроператоры прогнозируют не более 10% иностранцев от общего числа болельщиков Игр-2014. Одно из объяснений – сложности с получением российских виз. Происходящее может иметь негативные экономические последствия – надежды на превращение Сочи в модный международный курорт, что должно окупить затраты инвесторов, выглядят проблематично.За три месяца до церемонии открытия зимних Игр-2014 в Сочи продолжается активное строительство. Местами стройплощадки окутаны цементной пылью. Только объектов энергетики до конца года предстоит достроить и ввести в эксплуатацию почти полтора десятка. Еще не сданы под ключ и многие гостиницы. По требованию Международного олимпийского комитета (МОК) в столице Олимпиады должно быть в наличии более 40 тыс. номеров в отелях. По факту будет даже больше – не менее 50 тыс.
Правда, туроператоры предупреждают, что национальный состав болельщиков скорее всего будет однообразным. Одно из бытующих в Сочи объяснений – сложности с получением российской визы. По крайней мере, этот аргумент приводили корреспонденту НГ некоторые организаторы и туроператоры. Если это так, то наши спортсмены могут рассчитывать на беспрецедентную поддержку зрителей.
Действительно ли иностранцы опасаются проблем с визами – проверить не просто. Напомним, что президент олимпийского Оргкомитета Дмитрий Чернышенко заявлял, что для зрителей и болельщиков процедура получения визы будет упрощена при наличии купленных билетов.
Подготовка к Олимпиаде почти завершена. Фото РИА Новости |
На Играх будет разыграно 98 комплектов наград. Сколько «золота», «серебра» и «бронзы» соберет в итоге наша национальная сборная и насколько помогут ей родные стены, покажет время. Но как минимум один рекорд сочинская Олимпиада установила, еще не начавшись, – ее бюджет превысил 1,5 трлн руб. – около 51 млрд долл. Летние Игры в Пекине в 2008 году обошлись организаторам в 43 млрд долл. – отбить удалось 2 млрд, летние Игры в Лондоне в 2012-м – стоили 19 млрд долл., вернулось около 9 млрд. Но надо учитывать, что летние Олимпиады масштабнее зимних, это определяет и повышенный размер затрат. А вот бюджет зимней Олимпиады в Ванкувере, например, составил 9 млрд долл., причем эти затраты полностью окупились.
От Сочи такого чуда не ждут. Постолимпийское будущее спортивных и инфраструктурных объектов также туманно. Заботу об этом федеральный Центр переложил на местное руководство. Под этим подразумевается, что город, получивший модернизированную транспортную, энергетическую инфраструктуру, современные отели и предприятия общепита, будет способен оплачивать счета за содержание объектов.
Можно предположить, что российским властям не дает покоя пример Барселоны, в которой к Играм 1992 года реконструировали канализацию и систему водоснабжения, построили автобаны, открыли отели, расширили аэропорт. Как результат – туристический сектор стал градообразующим.
Что ждет Сочи? Готов ли город предоставить туристам качественный сервис? Вопросы остаются открытыми.
Сейчас персонал в отелях почти сплошь состоит из приезжих из разных регионов РФ. Молодые. Образованные. Прилежные. В планы большинства не входит оставаться здесь вечно. Они уедут, и уровень сервиса скорее всего резко упадет, что, конечно, не добавит привлекательности городу у моря. На коренных сочинцев надежа слабая. Амбиции высоки, и они не собираются начинать карьеру с должности горничной или официанта.
Инвестиции в Сочи если и вернутся, то лишь в дальней перспективе, считают эксперты. Старший юрист группы «Яковлев и партнеры» Роберт Смирнов готов назвать Олимпиаду в Сочи потенциально доходной, если под доходом понимать не только денежную и не только сиюминутную выгоду. «Инвестиции в дороги, аэропорты, общественный транспорт, телекоммуникационные проекты принесут ощутимую пользу для региона, хотя стоят дорого и сейчас убыточны по сути. Принцип востребованности объектов, построенных к Олимпиаде, позволяет говорить об эффекте отложенной выгоды, когда доход поступает в бюджет региона не только во время проведения олимпийских соревнований, но и многие десятилетия после», – подчеркнул Смирнов. Кроме того, опыт показывает, внешнеторговый оборот страны, в которой проводятся олимпийские соревнования, существенно увеличивается. Это связано с тем, что так или иначе торговая политика властей олимпийских стран становится либеральнее, напомнил юрист.
Гендиректор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов настроен менее оптимистично. «Планируя и проводя мероприятие такого масштаба и такой стоимости, нелишне подумать – для кого оно предназначено? Среднестатистическому россиянину поездка на Игры-2014 едва ли по карману. Если говорить об иностранцах, то для них существует другое весьма серьезное препятствие – получение российской визы. Сложности настолько велики, что в течение последних года-двух наблюдается стабильное сокращение числа туристов из Европы», – сказал эксперт.
Получается, что основной контингент зрителей потенциально могут составить представители бюрократической элиты. Причем значительное число чиновников приедет в феврале в Сочи в командировку, списав таким образом затраты на федеральный или региональный бюджет.
Гладких-Родионов согласен с тезисом, что само проведение Игр не окупит затраты. По его оценке, доходы скорее всего не превысят 2 млрд долл. «Расчет делается на последующее использование олимпийских объектов. А вот с этим в Сочи не просто плохо, а очень плохо. Нормальная коммерческая эксплуатация большинства объектов просто невозможна – нет платежеспособного спроса. Ни стадионы, ни апартаменты не окупятся никогда. И даже предоставленные налоговые льготы не способны изменить ситуацию. Исключение может составить горнолыжный курорт, но ведь Сочи – далеко не Мекка мирового туризма, так что и здесь инвесторов ждут большие проблемы», – не исключает Гладких-Родионов.
Сдача объектов в аренду или в управление тоже вряд ли окажется успешной – огромные эксплуатационные расходы при отсутствии операционной прибыли не позволят заработать. Можно, конечно, попытаться продать олимпийские объекты, однако потенциальных покупателей нет, и взяться им неоткуда, продолжил Гладких-Родионов. Как вариант – покупателем согласится выступить государство. Если нет, то инвесторы могут попытаться безвозмездно передать объекты в федеральную собственность. Но не факт, что даже такой вариант окажется выгоден государству. Ведь в этом случае казне придется из года в год нести огромные расходы на содержание ледовых арен, отелей и связанных с ними объектов коммунального хозяйства.
Сочи