Несмотря на заявления строителей, дороги по-прежнему дорого обходятся бюджету. Фото Reuters
Правительство и Кремль не отреагировали на сенсационные заявления Росавтодора о том, что строительство дорог в России в 1,5 раза дешевле, чем в Германии, Норвегии или США. Хотя именно президент, премьер и Счетная палата (СП) утверждали прямо противоположное: расценки дорожного строительства завышены в разы и километр дороги у нас оказывается значительно дороже, чем в Европе, США и Китае. Эксперты гадают – кто и как ввел в заблуждение первых лиц государства относительно стоимости дорожного строительства в РФ.Строительство многополосных автодорог в России обходится в среднем в 1,4–1,5 раза дешевле, чем в Германии, Норвегии или США, заявил руководитель Росавтодора Роман Старовойт. Для правильного сравнения дорожных смет нужно исключить из них затраты на подготовку территорий и налоги, считают в Росавтодоре. Стоимость строительства многополосных дорог в России меньше и составляет почти 67,9 млн руб. за километр. В переводе на рубли в США цена дорог этой категории равна 102,6 млн руб. за километр, в Германии – 94,3 млн руб., а в Норвегии – 105,02 млн руб., процитировали СМИ главного дорожного строителя страны.
Примечательно, что данные дорожников абсолютно противоречат тому, что ранее утверждали высшие руководители государства. Еще в 2009 году в Послании Федеральному собранию тогдашний президент Дмитрий Медведев утверждал, что дорожное «строительство ведется по завышенным в разы расценкам». Похожая позиция у Владимира Путина. «До сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства.
Очевидно, что в настоящее время сметы явно раздуты, а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики», – говорил Путин весной 2010 года. А бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин сообщил, что стоимость строительства дорог в России в 2,6 раза выше, чем в Европе, в 3 раза выше, чем в США, в 7 раз выше, чем в Китае.
Между тем в Росавтодоре настаивают: на сегодняшний день цена дороги зависит от условий строительства (географическое расположение, природно-климатические и грунтовые особенности, степень застроенности территорий, расчетная интенсивность дороги, доставка строительных материалов и т.п.) и структуры затрат. «От 5 до 40% затрат составляют расходы на подготовку территорий (в зависимости от густонаселенности местности), которые входят в структуру затрат в России и, наоборот, не входят в структуру затрат в европейских странах, США и Канаде, – отмечается в комментарии, присланном пресс-службой ведомства. – Затраты на разработку проектной документации и надзор за строительством также включаются в смету на строительство в России и, наоборот, финансируются за счет иных источников в других странах. Таким образом, в структуре затрат на строительство автомобильной дороги, – например, в США – может не учитываться 50% и более от реальной стоимости объекта».
Столь противоречивые заявления чиновников относительно стоимости дорожного строительства могут запутать кого угодно. Возникают и конспирологические версии: неужели кто-то смог обмануть премьера, президента и Счетную палату? И даже если поверить Росавтодору, то появляется естественный вопрос: за счет чего дороги в РФ оказываются в 1,5 раза дешевле, чем в Европе, – за счет качества, инновационных технологий, высокой производительности, низкой зарплаты или за счет манипуляции с цифрами? Более правдоподобная версия: расходы на дорожное строительство остаются непрозрачными, и благодаря хитрой арифметике в этой сфере можно доказать что угодно. Захочешь – и дороги будут дорогими, а не захочешь – дешевыми.
«В ходе проверок СП не были выявлены факты, доказывающие, что стоимость объектов дорожного строительства в РФ ниже стоимости объектов в зарубежных странах», – сообщили «НГ» в аппарате аудитора СП Валерия Богомолова. По данным проверок СП, «средняя стоимость одного километра кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга с сооружениями на ней составила почти 1,5 миллиарда рублей, а на московских дорогах этот показатель доходит до 5 миллиардов рублей».
Глава Росавтодора Роман Старовойт готов реализовать любые проекты.
Фото с сайта www.rosavtodor.ru |
Между тем дорожники указывают, что в РФ ниже затраты на энергоносители и на оплату труда. «Удельные затраты на транспортные расходы, эксплуатацию машин и механизмов в России составляют в среднем около 15%, а в европейских странах соответственно около 25%. Разница в долях затрат на оплату труда еще более существенная – в России около 5% (по данным сметных расчетов), в Европе до 35%, в Китае около 10%», – говорит президент партнерства дорожных проектных организаций «Родос» Олег Скворцов. В то же время он называет цифры, которые разительно отличаются от данных Росавтодора. «Средняя стоимость строительства одного километра многополосной автомагистрали в Германии составляет около 435 миллионов рублей, в Норвегии – 540 миллионов рублей. А в США километр четырехполосной дороги может стоить около 750 миллионов рублей, – отмечает он. – Как правило, эти проекты включают в себя транспортные развязки, искусственные сооружения, затраты на выкуп земель, а также затраты, связанные со сложностью условий строительства и грунтовых условий».
«Данные по затратам на дороги фактически засекречены, их невозможно проверить. Чиновники могут называть любые цифры относительно стоимости строительства дорог в России. Заявление Росавтодора о дешевизне наших дорог очень напоминает смесь манипуляций и попыток сравнить несравнимое по качеству. Часто бываю в Европе, в Канаде, в Японии и вижу, что дороги практически везде лучше, чем у нас, да и строятся они гораздо быстрее», – говорит президент промышленного союза «Новое Содружество» Константин Бабкин. «Мой опыт работы не позволяет поверить, что в России дешевле строить дороги, чем в других странах, – даже если оставить за скобками воровство и коррупцию. У нас выше налоги, дороже сырьевые и энергетические ресурсы, плюс общий бардак и непредсказуемость. Не могу представить, что наши чиновники более эффективно тратят деньги на строительство дорог», – отмечает Бабкин.
Примеры низких начальных затрат эксперты объясняют нарушениями технологии строительства. «Из-за низкого качества асфальтового покрытия тендеры выигрываются со значительным снижением первоначальной стоимости. К тому же исполнителю невыгодно использовать высококачественное покрытие, которое фактически лишает подрядчиков дополнительного дохода за обслуживание дорог», – отмечает первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский. «Нужно оценивать в первую очередь не ценовые, а качественные показатели, поскольку очень важно – будет ли потрачены бюджетные деньги на дороги, отвечающие всем стандартам качества и безопасности», – советует директор по продажам автоспеццентра «Инфинити» Александр Жулин.
«Предполагаю, что Росавтодор сравнивает стоимость строительства неэквивалентных по качеству дорог. Не секрет, что в России принято минимизировать себестоимость за счет снижения качества», – рассуждает гендиректор консалтинговой компании «Аркаим» Александр Дорофеев. По его словам, новые заявления Росавтодора звучат как ответ на требования властей провести оптимизацию расходов.